Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Князь Н. Голицын, безусловно, сделал все от него зависящее для решения вопроса об организации охранного крейсерства на Севере. Более десяти лет жизни он провел в Архангельске, будучи вице-губернатором у шести (!) начальников губернии, а с 1885 г. он и сам возглавил администрацию края. Он объездил все отдаленные уезды, прекрасно знал обстановку и нужды местного населения, умело и достойно отстаивал интересы вверенной ему губернии48. В 1891 г. вопрос о будущей регулярной отправке военных судов для несения охранной службы на Север был решен окончательно, о чем губернатор напомнил императору Александру III в своем отчете: “В последнюю бытность мою в Петербурге управляющий Морским министерством вице-адмирал Чихачев лично сообщил мне о строящемся уже особом крейсере с специальным для него назначением: летом - следить за движением льдов в Карском море, а весною крейсировать в северных тер­ риториальных водах для защиты морских рыбных и звериных промыслов от вторжения иностранцев, то с осуществлением этого последнего предположения должен сам собою разрешиться и вопрос о средствах фактического ограждения наших промышленных интересов на Севере от самовольных нарушений в настоящее время. Таким образом, ввиду последнего обстоятельства, остается только желать скорейшего окончания предпринятой Морским министерством постройки сказанного крейсера”49. В действительности же, никакой “особый крейсер” для Севера не строился или во всяком случае для Севера не предназначался. Правительство послало сюда уже не новый паровой клипер “Наездник”, 1 февраля 1892 г. переведенный в класс крейсера II ранга. “Наездник” был заложен в Новом Адмиралтействе Санкт- Петербурга в 1877 г., спущен на воду в 1878 г. и вступил в строй в 1879 г.50 Он совершил три кругосветных плавания в 1879 - 1881, 1882 - 1886 и 1887 - 1890 гг. Экипаж крейсера состоял из 170 матросов при 14 офицерах. Полный ход крейсера “под парами” достигал 13,5 узла, что в те годы считалосьдостаточным для успешного преследования любого промыслового судна, а наличие на нем более десяти орудий различного калибра должно было отбить желание к сопротивлению у любого “хищника”. 48 Николай Дмитриевич Голицын прожил долгую жизнь (1850 - 1925). После Архангельска он служил губернатором в Калуге, занимался разнообразной административной деятельностью, которую завершил 27 февраля 1917 г. в должности председателя Совета министров. Князь Н.Д. Го­ лицын остался с семьей в Петрограде. После октября 1917 г. он занимался сапожным ремеслом, периодически подвергался арестам ВЧК и в конце концов был расстрелян. (Поморская энциклопедия: В 5 т. T. I: История Архангельского Севера. Архангельск: Изд-во Помор, ун-та им. М. В. Ломоносова, 2001. С. 124). 49ГААО. Ф. 1. Оп. 9. Д. 533. Там же. Л. 27. 50 Моисеев С.П. Список кораблей русского парового и броненосного флота... С. 86 - 87. 209

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz