Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

незначительно это военное судно по своим размерам, отнять у него способность к морской службе нельзя, доказательством чего и служит хотя бы нынешняя командировка его на Новую Землю; но постоянная необходимость нахождения подобного судна вАрхангельске обуславливается еще и многими другими местными обстоятельствами. Так, например, при нередко возникающих здесь делах по ава­ рии судов военные морские офицеры, как специалисты, приглашаются к разбирательству подобных дел в качестве экспертов и своим участием облегчают правильное их решение, содействуя, кроме того, в подобных случаях и консульствам, и страховым обществам; ...из них под председательством командира военной шхуны образуется комиссия для экзаменования кончающих курс наук в местных мореходных классах и шкиперских курсах молодых поморов, желающих получить звание шкипера или штурмана. Все это такие вопросы, в разрешении которых, при отсутствии здесь военно-морского представительства, постоянно встречались бы неодолимые затруднения, тогда как для населения Архангельской приморской губернии вопросы эти имеют весьма и весьма существенное значение. Вот почему мы находим вполне уместным вслух порадоваться оставлению в Архангельске хотя и одного военного судна с его экипажем”44. Тем не менее “Полярная Звезда” в том же 1887 г. была отправлена по распоряжению Морского министерства на Балтику; в дальнейшем по тому же пути отправился “Бакан”. И все-таки крейсер нужен... Вплоть до 1893 г. специальных судов для охраны территориальных вод на Севере Морское министерство не посылало. Как центральные, так и местные власти полагали* что охранный крейсер в какой-то мере сможет заменить специально приобретенный в Норвегии и отданный в распоряжение гражданской власти пароход “Мурман”. Функционально он должен был: “1-е, служить для разъездов вдоль Мурманского берега лицам, которым будет предоставлена судебная и полицейская власть в сем крае; 2-е, служить к перемещению по местным становищам врачей и подвижного лазарета для оказания поселенцам врачебной помощи и 3-е, содержать таможенный надзор у Мурманского берега”45. Увы, невооруженный пароход изначально не предназначался для охра­ ны промыслов. “Занятый преимущественно перевозкой по становищам административных лиц, он не имеет возможности достаточно охранять наши воды от вторжения иностранцев,” - совершенно справедливо считали в Морском 44 АГВ. 1887. 7 октября. 45ГААО. Ф. 4. Оп. 10. Т. 1. Д. 283. Л. 37 об. - 38 об. 207

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz