Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

ремонтными материалами и продовольствием для обслуживающего персонала при помощи наемных коммерческих судов40. Для спасения погибающих на море адмирал П. Тыртов считал более полезным учреждение спасательных станций в местах, где суда чаще всего терпели крушения. О “поддержке благосостояния” соломбальских жителей адмирал высказался кратко и резко: “Бюджет Морского ведомствадолжен служить исключительно делу удовлетворения потребностей нашего флота”. Ответ Морского министерства, вероятно, вызвал у губернатора Н.Д. Го­ лицына чувство досады. Вынужденный считаться с новыми условиями, он обратился к директору-распорядителю Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства с просьбой о выделении одного из судов “за известное вознаграждение” для снабжения беломорских маяков. Чуть позже был заключен и соответствующий контракт. В служебной переписке губернатор с удвоенной энергией принялся отстаивать “представительство” военного-морского флага на Севере, попутно мобилизуя на это и общественное мнение. Не исключено, что именно с подачи князя Н.Д. Голицына 2 апреля в “Русской газете” появилась заметка, вскоре заботливо перепечатанная “Архангельскими губернскими ведомостями”, где говорилось: “По слухам, Морское министерство предполагает вывести из Архангельска и последние две военные шхуны “Бакан” и “Полярная Звезда”, занимавшиеся снабжением беломорских маяков. Слух об этом предположении, как нам сообщают, поверг в уныние местных жителей, так как Архангельск окончательно потеряет тогда значение военного порта и еще более опустеет”41. Настойчивые ходатайства Н.Д. Голицына, казалось, принесли временный успех. Несколько лет обслуживавшую маяки “Полярную Звезду” снова решили отправить с началом навигации на Мурман для “водворения законности и порядка”42. “Бакан” также должен был остаться на Севере. Возможно, сработал тот аргумент, что, помимо своего прямого назначения, военные суда и стоящие во главе их флотские и штурманские офицеры могли бы на будущее время выполнять различные функции, так или иначе связанные с северным торговым флотом и мореплаванием43. В октябре того же года, подводя итоги очередной навигации, “Архангельские губернские ведомости” писали: “Не можем от лица всех северян не порадоваться и тому, что не оста­ лись напрасными хлопоты нашего начальника губернии и о сохранении представительства военного флага в беломорских водах... Как бы ни было 40ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 1898. Л. 8 - 9. 41АГВ. 1887. 23 апреля. 42ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 1626. Л. 83. 43ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 1898. Л. 19. 206

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz