Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Корреспонденция Архангельска с Норвегией ведется с большими неудобст­ вами через С.-Петербург, Гамбург и, кажется, отчасти через Стокгольм. На это требуется по крайней мере два месяца, тогда как при пароходном, Архангельском, сообщении с этой державой пересылка корреспонденции совершалась бы в несколько дней. Замечательно, что города, где останавливаются пароходы между Гуллем и Вардё, малонаселенны, а между тем в них устроены прекрасные отели для путешественников, что доказывает, что число их значительно и городам это не бесполезно”. Т. Джеллибрант хотел устроить акционерную компанию для покупки железного парохода или для начала отправить до Вардё “в виде опыта” один из портовых пароходов. В случае успеха он предлагал поместить рекламу пароходства влондонской “Times” “с пояснением предметов, могущих заинтересовать туристов, а в особенности разного рода охоты, о которой при всех ее достоинствах и отличительно интересных характерах, заграничные охотники совершенно не знают...”4. “ ...По соображении сего... с местными обстоятельствами, - заключил губернатор Арандаренко, - я нахожу проект Т. Джеллибранта весьма осно ­ вательным и обещающим пользу. Но со своей стороны полагал бы необходимым гарантировать от правительства каждый рейс парохода от мили, пройденной в навигацию, подобно тому, как это делается в Черном и Азовском морях”5. 16 марта 1861 г. министр финансов ответил губернатору решительным отказом, мотивируя его следующими соображениями: “ ...Правительство ни в коем случае не принимает прямого участия в подобных предприятиях, предоставляя сие предприимчивости частных лиц; почему и г. Джеллибрант для осуществления своего предприятия может пригласить капиталистов и с ними составить или акционерную компанию, или товарищество на вере. Что же касается до назначения помянутой компании от правительства особого, в виде помильной платы, пособия, по примеру Русского общества пароходства и торговли, - то к сему не представляется возможности, так как назначение Русскому обществу помильной платы имело целью поддержать это обширное предприятие, с коими предполагаемая Джеллибрантом компания не может сравниваться, а сверх того оказание ей означенного пособия могло бы дать повод и другим компаниям домогаться такого же преимущества”6. 4ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 689. Л. 1 - 3. 5Там же. Л. 4 - 7. 6Там же. Л. 8 - 9. , 7 2 Зак. 928

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz