Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

чрезвычайных, между тем как встречающиеся на Мурмане беспорядки и закононарушения и по существу и по числу участвующих в них лиц вовсе не представляются выходящими из ряда обыкновенных в этом роде явлений. Что же касается столкновений наших рыбопромышленников на Мурманском берегу с норвежцами..., хотя означенные столкновения, действительно, иногда бывали, но никогда они не доходили до крупных размеров, а были всегда настолько случайными, что содержать на Мурмане военную охрану для предупреждения подобных столкновений нет никакой надобности...”36 Таким образом, плавания “Полярной Звезды” и “Бакана” явились лишь сомнительной демонстрацией русской военной мощи и показали полную несостоятельность Морского министерства защитить территориальные воды от иностранных “хищников”. После 1882 г. шхуны уже больше не привлекались к охране территориальных вод Мурмана. Весьма нелестную оценку им дала в 1884 г. газета “Русский курьер”: “Обе шхуны до последней степени стары. Собственно говоря, в случае надобности, не они будут гоняться за врагом, а враг за ними; шхунное начальство превосходно знает это и потому, как показал опыт, предпочитает бухты и заливы, особенно норвежские, всевозможным “путешествиям в открытом море”. За крайнею старостью обе эти “посудины” удобнее было бы сломать, или каким-либо другим путем сбыть с рук казны, чтобы избежать, - по словам корреспондента, - вечного, неудержимого и несообразного ремонтирования всего, принадлежащего казне. Если это так, то было бы полезнее одну из шхун в виде приношения в дар отдать Печенгскому монастырю. Она принесла бы ему большую пользу при перевозке строительных материалов для постройки монастырских зданий... Мы говорим - одну из двух, потому что другая, как пишут в “Эхо”, в навигацию сего года назначается для промера Белого моря, начиная с Онежского залива”37. “Сохранение военного флага” В Морском ведомстве адекватно оценивали возможности этих судов и потому настаивали на переводе их на Балтику. Но для Архангельска сохранение их на Севере было вопросом престижа. После упразднения в 1862 г. старейшего Архангельского адмиралтейства строительство военных судов в городе прекратилось. Помимо буквального разорения сотен людей, ранее работавших и обслуживавших казенные верфи, 36ГААО. Ф. 4. Оп. 10. Т. 1. Д. 283. Л. 12 об. - 13. 37ГААО. Ф. 6. On. 1. Д. 175. Л. 18. 204

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz