Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
когда командир “Бакана” объявил им, что не имеет ничего против рыбаков, поскольку единственная его задача - воспрепятствовать бою китов в российских территориальных водах. Последнее было неправдой: командир “Бакана” был бессилен что-либо сделать и в отношении китоловов, но не решился в этом признаться. Уникальный шанс наказания норвежцев (которого они сами ожидали!) был упущен. “Неопределенность самых разных инструкций, которые даны были в руководство командирам шхун “Полярная Звезда” и “Бакан” для действий их во время крейсерства, - говорилось впоследствии в одном из документов Комиссии по вопросу о крейсерстве вдоль Мурманского берега, - очевидно доказывает, что цель и задачи означенного крейсерства.., самый порядок действий командующих крейсерскими судами остаются до сих пор не достаточно ясными и понятными... По указанию Морского министерства помянутые шхуны-крейсеры должны, во-первых, ограждать русские воды в Ледовитом океане от вторжения иностранцев и, во-вторых, охранять порядок и законность вообще на северной окраине Архангельской губернии. Но каким путем крейсер может исполнить первую задачу при существовании закона (т. XII ч. II ст. 582 Устава о город, и сельск. хоз.), в силу которого никому не возбраняется заниматься рыболовлею и промыслами в Северном океане и Белом море? Равным образом и во втором случае - какие меры и средства должен принимать крейсер для водворения порядка и законности при нарушениях и на Мурманском берегу, коль скоро не существует никаких указаний на то, какою именно властью облекается в этом случае командир крейсера? ...Если беспорядки и беззаконность происходят на Мурмане, как оно и есть в действительности, чаще всего в среде наших же русских рыбо промышленников, возникая частью от необузданного пьянства, а частью - от взаимных правонарушений между хозяевами и рабочими, то для этого должна быть на месте судебно-полицейская власть, а ничуть не военная, призываемая к содействию гражданской власти, как известно, только лишь в случаях не может быть отнесен к канонеркам. Посылавшийся для охраны промыслов в 1881 - 1882 гг. “Бакан” был шхуной - маленькой (водоизмещение - 251 т), ветхой (спущена на воду в 1857 г.) и маломощной (двигатель 30 л. с.). Нильсен также пишет: “В 1893 г. вновь нашел применение “Бакан”...” (“Хорошие соседи...” С. 23). Здесь две явные неточности: к охранному крейсерству “Бакан” приступил не в 1893 г., а в 1897 г. Ранее он его осуществлять не мог, так как был построен в Санкт-Петербурге в 1896 г. Иначе говоря, “Бакан”, охранявший северные морские промыслы в 1881 - 1882 гг., и “Бакан”, выполнявший аналогичные функции в 1897 - 1914 гг., - это два различных судна (см.: Моисеев С.П. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 гг.). М.: Воениздат, 1948. С. 41, 238 - 239, 352 - 353; Попов С.В. Архангельский полярный мемориал. Архангельск, 1985. С! 86). 203
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz