Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Убитый норвежцами кит (с литографии XIX в.) Пока “Бакан” со своим маломощным двигателем медленно продвигался от гавани к гавани вдоль норвежского побережья, по телеграфу в Вардё постоянно сообщали о его местонахождении. Когда пришло известие, что “Бакан” миновал Тромсё, на Мурман отправилось судно с предупреждением для браконьеров. Тем не менее многие из них не успели покинуть районы промыслов. Так, в гавани у Зубовских островов, у полуострова Рыбачий, оставались еще норвежские суда. Надо полагать, команды их пережили немало неприятных минут в ожидании вполне заслуженного, по их представлениям, наказания, когда увидели на горизонте “дым из трубы канонерки”35. И можно понять их радость и изумление, 35 Нильсен Й.П. Хорошие соседи. Норвежцы и русские на Севере. 1826 - 1917. Осло, 1992. С. 14. В публикациях на русском языке Й.П. Нильсен называет “Бакан” канонеркой (“Русская опасность для Норвегии?” С. 36; “Хорошие соседи...” С. 14). Здесь явно некорректный перевод. Ни по вооружению, ни по каким другим конструктивным и эксплуатационным особенностям “Бакан” 20 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz