Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

В современной литературе появилось мнение, что охранное крейсерство на Европейском Севере России возникло исключительно благодаря усилиям “воинственного” архангельского губернатора Николая Михайловича Баранова. Вызвано оно было, видимо, тем, что герой русско-турецкой войны генерал- майор Н.М. Баранов, человек широчайших интересов и выдающихся личных способностей, имел репутацию убежденного патриота, жесткого администратора и был в известной степени одиозной фигурой российской бюрократии. Силовая политика по отношению к соседнему государству, если бы таковую попытался проводить Н.М. Баранов, показалась бы современникам и в России, и в Норвегии совершенно естественной и единственно возможной. И действительно, в Норвегии “многие увидели в его назначении выражение желания русских властей проводить по отношению к норвежцам более жесткую линию и подчеркнуть сильнее суверенитет России в этом районе. Во всяком случае было очевидно, что Баранов хочет выступать перед норвежцами с позиции силы”33. На самом же деле Н.М. Баранов не имел прямого отношения к отправке на Мурман военных судов. Более того, учрежденная им в 1881 г. Комиссия для исследования нужд Северного края “единогласно пришла к заключению, что крейсерство военных судов в водах Северного океана не оправдывается какой-либо надобностью и по сему постановила ходатайствовать о прекращении военного крейсерства у берегов Мурманского края34. Тем не менее в 1882 г. “для защиты русских интересов” на Мурман отправилась военная шхуна “Бакан”. Норвежские рыбаки поначалу не догадывались о фактической безвред­ ности для них охранного крейсера. Поэтому факт появления вооруженного российского судна у берегов Мурмана в 1881 г. произвел на них отрезвляющее воздействие. Вот что пишет по этому поводу современный норвежский историк Йенс Петтер Нильсен: “В 1882 г. лов рыбы совершенно не удался ни наЛафотенах, ни в Финнмарке, и постепенно тысячи рыбачьих ботов собрались вокруг Вардё. Но рыбаки не отваживались без церемоний пойти к Мурманскому берегу, поскольку ходили слухи, что теперь (выделено нами. - Г.П., Р.Д.) русские власти будут отвечать на силу силой, и все знали, что “Бакан” уже идет на Север из Копенгагена. Но искушение было слишком велико, и одним прекрасным днем весь флот отплыл к Мурману в сопровождении большого числа судов-скупщиков рыбы. В Вардё опасались последствий этого крупномасштабного незаконного лова рыбы в российских водах и были приняты всевозможные меры предосторожности, чтобы рыбаки не были застигнуты врасплох”. 33 Нильсен Й.П. Русская опасность для Норвегии? / / Оттар, 1992. № 192. С. 35 - 36. 34ГААО. Ф. 4. Оп. 10. Т. 1. Д. 283. Л.л. 37 - 38 об. 201

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz