Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
В представлении от 25 апреля губернатор довел до сведения министра внутренних дел ненормальность сложившейся ситуации. Решение об отправке военной шхуны к берегам Мурмана в столице уже принято, но о том, чем шхуна там будет заниматься, ни губернатор, в чьем административном подчинении находился Мурман, ни командир порта, при котором состоит намеченное к отправке судно, не имеют ни малейшего представления! Деятельность “Полярной Звезды” у северного побережья Кольского полуострова изначально была обречена на неудачу. Наспех составленная инструкция, которую командир Архангельского порта в конце концов дал командиру “Полярной Звезды”, оказалась настолько общей, что напоминала сказочное “пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что”. Приводим ее здесь полностью: “1) Шхуна назначается для крейсерства у Мурманского берега на случай ограждения русских промышленников от насильственных действий иностранцев. 2) Предписывается крейсировать шхуне, по возможности, вблизи тех мест, где русские промышленники производят морские рыбные промыслы. 3) При разбирательстве каких-либо недоразумений между русскими и иностранными промышленниками предоставляется действовать в этом деле по предварительному соглашению с кольским исправником и дозволяю принять на шхуну исправника или командированного им чиновника полиции и оказывать им содействие к установлению порядка и законности на Мурманском берегу, если таковые случаи будут. 4) Все замеченные при крейсерстве обстоятельства по сему делу, а равно жалобы и заявления промышленников на Мурманском берегу и другие случайности записывать в особую книгу и при первой же возможности через Мурманское срочное пароходство или из портов представлять мне подробные о том донесения с приложением выписки из означенной книги”31. Уже первое плавание “крейсера” в 1881 г. вызвало справедливое недовольство его результатами (точнее их отсутствием) как в Архангельске, так и в Санкт-Петербурге. Управляющий Министерством иностранных дел, в частности, пришел к заключению, что “крейсерство в настоящем виде, т. е. не сопровождаемое никакими другими проявлениями заботливости правительства об экономическом развитии Мурманского края, при отсутствии в последнем твердой правительственной власти, может только порождать одни недоразумения в наших отношениях с Норвегией”32. “ ГААО. Ф .4 .Оп. 10.т. 1. Д .283. Л. 1об.-2. Jl Там же. Л. 3 -3 об. 32Там же. Л. 38 об. 200
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz