Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Первые опыты Впервые на Русском Севере регулярное сезонное патрулирование территориальных вод военным судном было осуществлено в начале 1880-х гг. у берегов Мурмана. Его осуществляли военные шхуны “Полярная Звезда” (1881) и “Бакан” (1882)27. Считается, что поводом для его организации послужила возросшая здесь промысловая активность норвежцев и в особенности китобойный промысел. Истребление китов, по мнению русских промышленников, негативным образом отражалось на прибрежном лове рыбы. Кстати, аналогичное мнение существовало тогда и в самой Норвегии28. На самом деле каких-либо конкретных поводов для учреждения охранного крейсерства в начале 1880-х гг. не существовало; появление его стало финалом более чем десятилетней межведомственной переписки и призывов заинтересованной общественности. Крейсерство создавалось “с целью ограждения наших промышленников от насильственных действий иностранцев, водворения законности, порядка и вообще для зашиты русских интересов на этой отдаленной окраине Архангельской губернии” - именно эта формулировка неоднократно встречается в документах29. В Государственном архиве Архангельской области нам не удалось найти никаких инструкций Морского министерства, которым должен был следовать командир крейсера, своей властью водворяя законность, порядок и защищая русские интересы на всем протяжении Мурманского побережья. Может быть, такие инструкции где-то и были. Зато доподлинно известно, что у архангельского губернатора, а также у командира Архангельского порта в начале 1881 г. они отсутствовали. 8 апреля командир Архангельского порта информировал губернатора, что “по распоряжению высшего морского начальства с открытием в сем году навигации командирована будет к Мурманскому берегу состоящая при порте шхуна “Полярная Звезда”. При этом указал, что не имеет “никаких ближайших указаний от своего начальства” и потому поставлен “в затруднительное положение относительно определения: в чем должны состоять обязанности шхуны по выполнению возложенной на нее задачи”. Губернатору ответить по существу вопроса было нечего, кроме как посетовать ка то, что и сам он по линии Министерства внутренних дел не получал никаких уведомлений “в определении взаимного действия экипажа шхуны и местной полиции”30. 27ГААО. Ф. 4. Оп. 10. Т. 1. Д. 283. Л. 37 об. 28 Барановский С.И. Борьба в Норвегии между китоловами и рыболовами / Труды СПб отделения Императорского Общества для содействия русскому торговому мореходству. 1880. С.38 - 46. 29ГААО. Ф. 4. Оп. 10. Т.1. Д. 283. Л. 1об. - 2, 5; Ф.1. Оп. 8. Т. 1. Д. 1626. Л. 83. 199

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz