Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

На неоднократные предложения отправить на Мурман крейсер для охраны промыслов Министерство иностранныхдел реагировало менее болезненно. А Морское министерство еще в 1869 г., “не считая себя вправе” обсуждать все аспекты проблемы “с дипломатической точки зрения”, было готово “содействовать сохранению интересов наших рыбопромышленников”, но лишь в том случае, если бы на содержание специального судна для этих целей “оному предоставлены были особенные средства”23. К середине 70-х гг. XIX в. в необходимости иметь на Европейском Севере России вооруженные суда для сезонного патрулирования территориальных вод уже мало кто сомневался. Организация охранного крейсерства стала вопросом времени и денег. По мнению генерал-адъютанта Посьета, для охраны звериных и рыбных промыслов на Мурманском берегу и у Новой Земли следовало учредить в Коле постоянную военную станцию, где паровое судно должно было зимовать, чтобы иметь возможность выйти в плавание уже ранней весной24. В таком случае судно успевало бы прибыть к Новой Земле вместе с норвежцами и пресечь их промысел; однако в Коле отсутствовала развитая портовая инфраструктура, и потому даже небольшой ремонт судна должен был повлечь массу затруднений. Архангельский губернатор Н.П. Игнатьев считал, что для практического осуществления мурманского крейсерства лучше “выстроить или приобрести” две винтовые шхуны и приписать их к Архангельскому порту, где они могли бы получать все снабжение, а в случае надобности - “исправляться”. Об этом мнении он сообщил министру внутренних дел в сентябре 1878 г.25 Довольно оригинальные предложения по организации охранного крей­ сера представил губернатору Игнатьеву находящийся при Архангельском порте корпуса штурманов штабс-капитан Евстафий Алексеевич Тягин. Учитывая сложные ледовые условия плаваний крейсеров (их должно было быть два), он полагал, что “...крейсера предпочтительнее иметь деревянные, с двойной у ватерлинии обшивкой, по примеру приходящих на Новую Землю русских и иностранных судов”. Один из этих крейсеров должен был действовать в восточной части Карского моря и отправляться к берегам Новой Земли одновременно с иностранными траулерами, чтобы не дать им “воровски воспользоваться” ранними промыслами; другой должен был крейсировать у Мурманского побережья26. “ ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 981. Л. 4 об. 24АГВ. 1871. 17 апреля. 25ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1.Д. 1599. Л. 1,25. 26Там же. Л. 82 - 85. 198

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz