Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

время Николай Павлович признавал, что в действиях россиян усматриваются “признаки насилия и самоуправства, соединенного с грабежом”, а потому посчитал возможным привлечь их к уголовной ответственности20. Каким быть охранному крейсерству? На официальном уровне практических мер для защиты интересов русских промышленников долго не предпринималось. Летом 1870 г. архангельский губернатор Николай Александрович Качалов, сопровождая великого князя Алексея Александровича в его поездке по северным морям, лично убедился, что кольская администрация “положительно не имеет” ни возможности, ни средств к наведению на Мурмане порядка как на берегу, так и в прибрежных водах. В соседнем “процветающем” Финнмарке было все иначе. В том числе и охрана собственных территориальных вод, на организацию которой губернатор не мог не обратить внимания. “Несмотря на недостаточные средства Норвегии, она в продолжении всего времени промыслов содержит военную паровую канонерскую лодку, - писала губернская газета, - которая плавает между Гаммерфестом и нашей границей, разбирает все ссоры между промышленниками, а главное, не позволяет русским промышленникам ловить на норвежских водах, что исполняется с величайшей аккуратностью. Пример этот чрезвычайно поучителен, и ему нужно последовать, но еще с некоторыми дополнениями - у нас нет на Мурмане городов, а также нет устроенных для разбирательства судов и правильно организованной полиции... На основании этих соображений, на первое время очень полезной мерой было бы назначение на время промыслов военного парового судна для плавания вдоль Мурмана с теми же обязанностями, которые возложены на норвежский пароход и, кроме того, назначить на этот пароход мирового судью, но с большей властью, чем предоставлено существующим мировым судьям”21. Во всеподданнейшем отчете архангельского губернатора за 1873 год, между прочим, отмечалось, что в Норвегии граница территориальных вод определена и приняты меры для ее охраны. А в России центральные власти делать того же не хотели “из-за боязни, что норвежское правительство может принять репрессивные меры, ограничивающие права наших поморов в торговле с норвежскими портами”, и решение вопроса о морских границах на Севере постоянно откладывалось “до более благоприятного времени”22. 20Там же. Л. 42 - 43 об. 21АГВ. 1870. 19 августа. 22ГААО. Ф. 1. Оп. 9. Д. 512. Л. 80. 13 * 197

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz