Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

что морское пароходство на Белом и Баренцевом морях появилось не в 1859 г., а более чем десятилетие спустя, в 1871-м. Первая попытка организовать морское пароходство на Севере провалилась. “Правительство не принимает участия в подобных предприятиях... ” В феврале 1861 г. в Министерство финансов ушло письмо за подписью архангельского губернатора Николая Ивановича Арандаренко. Губернатор просил поддержать предложение лично известного ему “своею благонамеренностью и опытностью” великобританского подданного Томаса Джеллибранта в деле устройства пароходного сообщения Архангельска с Норвегией и Англией. Томас Джеллибрант, директор компании, объединявшей несколько онежских лесопильных заводов, имел свой особый взгляд на реализацию идей, которые “витали в воздухе”. Но в отличие от других он решил не ограничивать заграничные маршруты архангельских пароходов норвежским Вардё, а довести их до английских берегов. Документ, представленный губернатору, так и назывался - “Взгляд об устройстве пароходного сообщения Архангельска с Норвегией и Англией”. Вот что писал Т. Джеллибрант: “С давнего времени по настоящее время существует пароходное сообщение между городом Норвегии Вардё, ближайшим от Колы, и Гуллем, городом Англии... От Гулля до Вардё перевозятся на пароходах корреспонденция, пассажиры и товары, а от Вардё до Архангельска пароходства нет... Из достоверных источников известно, что берега Норвегии, а в особен­ ности северной, ежегодно посещаются значительным числом туристов, любителей разнообразия природы, охоты, людей, ищущих на досуге в течение лета различных удовольствий и располагающих для этого значительными средствами. Эти люди по недостатку удобного сообщения не проникают в Белое море..., хотя, впрочем, иногда случается, что они пускаются до Новой Земли на больших норвежских карбасах, называемых ёлами. Пароходство до Архангельска обещает подобным людям чрезвычайно много желаемых развлечений, преимущественно пре­ восходнейшую охоту, до которой они питают особенную любовь. Были примеры, что англичане, заехавши случайно в Архангельск, проживали там по два года, единственно для охоты. Устройство пароходного сообщения Архангельска с Норвегией и Англией заняло бы почетное место в числе государственных сообщений. Оно привлекало бы, сверх того, в Архангельский край путешественников.., упростило бы торговые сношения с Норвегией, которые при всем том в течение столетия поддерживаются в значительных размерах... 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz