Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
что морское пароходство на Белом и Баренцевом морях появилось не в 1859 г., а более чем десятилетие спустя, в 1871-м. Первая попытка организовать морское пароходство на Севере провалилась. “Правительство не принимает участия в подобных предприятиях... ” В феврале 1861 г. в Министерство финансов ушло письмо за подписью архангельского губернатора Николая Ивановича Арандаренко. Губернатор просил поддержать предложение лично известного ему “своею благонамеренностью и опытностью” великобританского подданного Томаса Джеллибранта в деле устройства пароходного сообщения Архангельска с Норвегией и Англией. Томас Джеллибрант, директор компании, объединявшей несколько онежских лесопильных заводов, имел свой особый взгляд на реализацию идей, которые “витали в воздухе”. Но в отличие от других он решил не ограничивать заграничные маршруты архангельских пароходов норвежским Вардё, а довести их до английских берегов. Документ, представленный губернатору, так и назывался - “Взгляд об устройстве пароходного сообщения Архангельска с Норвегией и Англией”. Вот что писал Т. Джеллибрант: “С давнего времени по настоящее время существует пароходное сообщение между городом Норвегии Вардё, ближайшим от Колы, и Гуллем, городом Англии... От Гулля до Вардё перевозятся на пароходах корреспонденция, пассажиры и товары, а от Вардё до Архангельска пароходства нет... Из достоверных источников известно, что берега Норвегии, а в особен ности северной, ежегодно посещаются значительным числом туристов, любителей разнообразия природы, охоты, людей, ищущих на досуге в течение лета различных удовольствий и располагающих для этого значительными средствами. Эти люди по недостатку удобного сообщения не проникают в Белое море..., хотя, впрочем, иногда случается, что они пускаются до Новой Земли на больших норвежских карбасах, называемых ёлами. Пароходство до Архангельска обещает подобным людям чрезвычайно много желаемых развлечений, преимущественно пре восходнейшую охоту, до которой они питают особенную любовь. Были примеры, что англичане, заехавши случайно в Архангельск, проживали там по два года, единственно для охоты. Устройство пароходного сообщения Архангельска с Норвегией и Англией заняло бы почетное место в числе государственных сообщений. Оно привлекало бы, сверх того, в Архангельский край путешественников.., упростило бы торговые сношения с Норвегией, которые при всем том в течение столетия поддерживаются в значительных размерах... 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz