Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

В том же официальном письме содержалось весьма наивное предположение деятелей российского МИДа, что “вторжение норвежцев в пределы нашего территориального моря и вред, приносимый ими русским рыбопромышленникам, без сомнения, прекратятся вследствие учреждения в Коле полицейскою управления и возложения на оное обязанности преследовать норвежских рыбопромышленников, вторгающихся в воды, омывающие наши берега в пределах территориального моря”9. Вопрос о том, как именно малочисленный полицейский штат крохотного заштатного городка10, не имевший в своем распоряжении ни одного специального судна, будет “преследовать” норвежские суда в Белом, Баренцевом и Карском морях, очевидно, не мог возникнуть у людей, утомленных хитросплетениями мировой дипломатии. Определение границ территориальных вод России на Севере посчитали вообще ненужным и отложили на неопределенный срок. “Признаки насилия и самоуправства” С начала 1870-х гг. жалобы русских промышленников на засилие норвежцев стали регулярно поступать в губернскую канцелярию. Архангельский губернатор писал в С.-Петербург, что по поводу их он время от времени “входит в сношения” с консулом шведско-норвежского королевства. Консул же невозмутимо объяснял губернатору, что “норвежское правительство постоянно воспрещало и воспрещает своим промышленникам вторгаться в принадлежащие нам воды, но его воспрещения остаются без успеха”. Единственной мерой, способной действенно остановить норвежское браконьерство у русских берегов, по мнению консула, могло бы стать усиление там “полицейского надзора и привлечение за сим норвежских промышленников к ответственности по русским законам”11. Консул великолепно знал, что применить его совет на практике российские власти в обозримом будущем не смогут. На бесправное положение поморов обратили внимание “Архангельские губернские ведомости”: “В настоящее время часто повторяющиеся жалобы на своеволие норвежцев не только в гаванях Финмаркена, но и на наших берегах, доказывают, что поморы не пользуются взаимною равноправностью ни на чужих, ни даже на своих водах. Норвежец, в случае недоразумений или неудовольствия 9Там же. Л. 3 об. - 4. 10 Кола была заштатным городом с 1859 по 1883 гг. " ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 981. Л. 3 об. - 4. 194

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz