Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

ОХРАНА МОРСКИХ ПРОМЫСЛОВ Места “дикие и необитаемые” Массовое появление иностранцев у Новой Земли историография традиционно относит к концу 60-х гг. XIX в. В 1869 г., пользуясь благоприятными ледовыми условиями, юго-западную часть Карского моря “исходили вдоль и поперек” 24 норвежских промысловых судна; в 1870 г. у Новой Земли и в Карском море промышляло более 60 норвежских судов1. В 1871 г. один только крохотный городок Гаммерфест послал в “восточные льды” 62 промысловых судна, причем чистый доход от их промыслов составил 84%2. Экспансия была вызвана как общим развитием норвежской морской промышленности, так и уменьшением количества моржей, тюленей и белых медведей на Шпицбергене, к тому времени хорошо освоенном норвежцами3. Она сразу же вызвала откровенное недовольство поморов. На мурманском побережье норвежские рыбаки промышляли и раньше; нередко между ними и россиянами возникали “недоразумения”, проще говоря - драки. Чаще всего споры разгорались, когда промышленники начинали испытывать нехватку песчанки - мелкой рыбы, используемой в качестве наживки при ловле ярусом. В таких случаях места, где водилась песчанка, и норвежцы, и русские готовы были “отстаивать до крайности”. Чаще русские вытесняли норвежцев. Если же “норвежские промышленники одолевают наших”, - писал в октябре 1864 г. кемский уездный полицейский надзиратель Амон, - то последние “в шняках своих отправляясь в пределы Норвегии, не глядя ни на что, буйствуют там и посягают на чужую собственность”4. Однако если взаимные претензии россиян и норвежцев, промышляющих на севере Кольского полуострова, имели давнюю историю и обе стороны в значительной степени смирились с ущербом, почти ежегодно друг другу причиняемым, то применительно к зверобойным промыслам у Новой Земли ситуация была качественно иной. Норвежцы имели возможность начинать 1Визе В.Ю. Моря Советской Арктики. М.; J1., 1948. С. 102; Пинхенсон Д.М. Проблема Северного морского пути в эпоху капитализма. Л.: Морской транспорт, 1962. С. 74 - 75. 3 ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 2. Д. 622. Л. 220. Конкретные данные о количестве норвежских судов и промышленников в литературе несколько различны: Й.П. Нильсен, например, ссылаясь на норвежские источники, пишет о 18 норвежских судах с общей численностью команд в 186 человек, промышлявших у Новой Земли в 1869 г. (См.: Нильсен Й.П. Новая Земля - «ничейная земля»? / Terra Incognita Арктики. Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1996. С. 73 - 74. 3 Нильсен Й.П. Новая земля - «ничейная земля»? С. 72 - 73. 4ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 829. Л. 75. 192

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz