Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Несколько десятилетий подряд “Мурман” бессменно совершал свои плавания на Севере. Именно благодаря этому небольшому судну в конце 80-х гг. XX в. удалось наконец-то вывести из изоляции мурманских чиновников, обеспечить им необходимую мобильность. Кроме перевозки должностных лиц и казенных грузов, пароход оказывал содействие научно-промысловой экспедиции и неоднократно выходил с членами экспедиции в море для научных работ33. А для нескольких поколений поморов “Мурман” стал воплощенным в металле символом государственной власти на далекой, “забытой богом и начальством” окраине Российской Империи. Дальнейшая его судьба пока неизвестна авторам. Во всяком случае “Мурман” не покинул нашей страны вместе с интервентами и белогвардейцами. В списках судов, “числящихся за Белмортраном”, составлявшихся в 1920 - 1921 гг., “Мурман” упоминается неоднократно в разделе “портовые ледоколы”. Судя по отрывочным сведениям, пароход не нуждался в серьезном ремонте и находился в эксплуатации34. Однако вряд ли его использовали как ледокол - для выполнения этой работы он был недостаточно приспособлен. Учитывая, что на “Мурмане” отсутствовали грузовые помещения, но зато имелись салон и места для размещения 4 - 5 человек пассажиров35, он, вероятно, еще некоторое время выполнял функции посыльного судна. 33 Обзор Архангельской губернии за 1898 год. С. 90. 34ГААО. Ф. р-327. On. 1. Д. 90. Л. 235 об. - 236. 35Там же. 191

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz