Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
Чем закончилось это ходатайство - из архивного дела не видно. Мы же должны отметить, что в сложившейся ситуации определенно был виноват и командир, не сумевший вовремя заметить “дурного поведения бродячих людей”, из которых он подбирал себе команду. Для наведения же порядка среди судового экипажа командирами “Мурмана” стали назначать старших офицеров флота. В феврале того же 1903 г. иМ стал капитан 1-го ранга Постельников, а уже в сентябре его сменил капитан 2-го ранга Помарнацкий. Косвенные данные указывают на то, что пьяниц и бродяг удалось все-таки разогнать, а на их место определить серьезных кемских крестьян. С осени 1905 г. командиром “Мурмана” стал опытный капитан торгового флота “капитан I разряда” Андрей Максимович Падорин, о котором Алек сандровский уездный исправник отзывался так: “По своему поведению и нравственным качествам стоит выше всяких похвал”30. Этот человек пользовался заслуженным авторитетом не только у экипажа судна, но и у всего прибрежного населения Мурманского берега. С приходом Андрея Максимовича все изменилось в лучшую сторону. В своем первом отчете он с удовлетворением писал: “...B команде, в основном - кемские крестьяне, служащие по 3 - 4 года. За время командования судном не было случая неповиновения; ребята почти все трезвые, скромные и беспре кословно исполняющие все возложенные на них обязанности”31. Видимо, сказывался большой жизненный опыт самого капитана-помора и умение его разбираться в людях. А.М. Падорин командовал “Мурманом” более десяти лет. В областном архиве сохранился отчет А. Падорина о плаваниях “Мурмана” в навигацию 1914 г. “За отчетную кампанию, - писал Падорин, - вся деятельность парохода “Мурман” прошла на реке Северной Двине, исключая одной поездки в Онежский залив для осмотра затопленных в прошлом, 1914 году, на Онежском баре двух немецких пароходов, и заключалась в поездках местной администрации, перевозке раненых и эмигрантов; причем раненых было перевезено с вокзала в город 1682 человека и эмигрантов с Бакарицы в город 658 человек... 30 сентября, вечером, идя от Соборной пристани к вокзалу, “Мурман” у железнодорожной пристани с полного хода задел каменную гряду, получив в подводной части, под офицерскими каютами и котлом, три пробоины, через которые вода начала быстро поступать...”. После ремонта “с разрешения начальника губернии спустили флаг и вымпел и окончили навигацию”32. Этим мы и завершаем рассказ о пароходе “Мурман”. 30ГААО. Ф.4. Оп. 11. Д. 919. Л. 1. 31ГААО. Ф. 304. Оп. 2. Д. 22. Л. 8. 32Там же. Д. 31. Л. 1- 2. 190
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz