Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

На содержание “Мурмана”, как нам известно, отпускается из казны 18 ОООрублей в год. Неужели это расходуется только на то, чтобы в летний сезон перевести из Колы в Александровск дрова, а затем из Колы же вывозить молоко?”23. Моторная лодка у Печенгского монастыря (фото из фондов АОКМ) На заднем плане - административный пароход “Мурман ”. “Мурман” и в самом деле часто буксировал бревна из Колы в Алек­ сандровск “для жителей города и для колонистов”, выводил в море парусные суда и брал на борт небольшие грузы24. Обвинение “Мурмана” в неспособности защитить российские территориальные воды от иностранных “хищников” было также справедливым. Первые плавания административного парохода, в конце 80-х гг., вдоль побережья поначалу напугали норвежцев, но, к сожалению, ненадолго. Появлявшиеся на своих судах, число которых порой исчислялось 23АГВ. 1906. 30 апреля. 24 См., например, Обзор Архангельской губернии за 1901 год. С. 93. 186

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz