Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

НА ПАРОХОДЕ В НОРВЕГИЮ - ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО? “На материальное пособие не рассчитывать!” В 1857 г. по инициативе купеческого сына Афанасия Булычева, коммерции советника Ильи Грибанова и других купцов в Архангельске было учреждено Северо-Двинское пароходное общество. В том же году общество приобрело в Бельгии два однотипных колесных парохода, которые в разобранном виде были доставлены в Архангельский порт. Пароходы получили названия “Двина ” и “Юг ” - в честь северных рек, на которых им предстояло трудиться в летнюю навигацию. 23 ав­ густа следующего, 1858 г. купцы организовали короткую речную прогулку на пароходах для городского и губернского начальства, вызвавшую полное удовлетворение приглашенных. На следующий день “Юг”, взяв пассажиров и груз, отправился вверх по реке до Великого Устюга1. Буквально через пару недель учредители Северо-Двинского пароходства официально обратились к главному командиру Архангельского порта контр- адмиралу Б.А. Глазенапу с “запиской”, в которой излагали свой проект устройства морского пароходного сообщения “на Белом море и Северном океане между Архангельском, промышленными берегами вообще и Норвегией, по крайней мере до Вардегуса”2. Купцы обещали учредить и содержать морское пароходство двумя пароходами, которые будут выполнять по 9 рейсов в течение навигации. “Имея достаточно энергии и усердия, чтобы осуществить это благонамеренное и общеполезное дело”, они просили Б.А. Глазенапа ходатайствовать о предоставлении им прави­ тельственного пособия для организации рейсов по 25 тыс. руб. серебром ежегодно. Почту, арестантов, курьеров и фельдъегерей купцы обязались перевозить бесплатно. Контр-адмирал Б.А. Глазенап объявил просителям, что он с величайшим удовольствием готов оказывать им всевозможное, от него зависящее содействие, но “на материальное пособие со стороны правительства учредители не могут рассчитывать ”3. Забегая вперед, отметим, что для созданных в будущем “Беломорско- Мурманского” и “Архангельско-Мурманского срочного пароходства” именно крупные государственные субсидии станут главным условием их существования. Неоправданная в данном случае экономия казенных средств привела к тому, 1 Огородников С. Очерк истории Архангельска в торгово-промышленном отношении. СПб., 1890. С. 147. 2ГААО. Ф. 1.0п. 5. Д. 926. Л. 7. 3Там же. Л. 9 об. - 10. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz