Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Для “Мурмана” отсутствовало четкое расписание рейсов вдоль побережья. В 1888 г. губернатор Н.Д. Голицын доносил в департамент полиции: “Мною разъяснено командиру судна, что главное назначение административного парохо­ да - всегда быть там, где присутствие его в известное время вызывается нужда­ ми местной администрации, или особыми какими-либо обстоятельствами, обуславливаемыми промысловою деятельностью летнего населения Мурманского берега; и только при отсутствии таковых особых нужд или обстоятельств, пароход должен совершать рейсы вдоль Мурмана... Пароход этот назначен исключительно для правительственной службы”21. Попытки использовать “Мурман” в иных целях пресекались властью губернатора. Вот пример. 11 мая 1887 г. Преосвященный Нафанаил обратился с просьбой к кня Н.Д. Голицыну: “Одною из целей восстановления основанного в XII столетии преподобным Трифоном Печенгского монастыря в Кольском уезде предполо­ жено удовлетворение религиозных потребностей местного населения и много­ численных приезжающих на Мурман рыбопромышленников... В феврале - марте месяцах город Колу ежегодно посещают от 700 до 1000 рыбопромышленников. С большою уверенностью можно предположить, что весьма многие из них возымеют желание поклониться мощам особенно почитаемого в Кольском уезде просветителя лопарей преподобного Трифона...” Преподобный Нафанаил просил согласия губернатора на эти месяцы предусмотреть по три рейса еженедельно в Печенгский залив “на пароходе, назначенном для полицейских разъездов около Мурманского берега”. Князь Голицын наложил на бумаге деликатную резолюцию: “Разъяснить Преосвя­ щенному невозможность исполнения его желаний”22. Командирам “Мурмана” неоднократно доводилось выслушивать и просьбы самих промышленников “свозить” их куда-либо. Некоторые из них искренне не понимали исключительно служебного предназначения парохода. В 1906 г. рыбопромышленник Иван Еремин даже написал своего рода жалобу в губернскую газету, которая и была опубликована. “В становища “Мурман” ходит не более раза в навигацию, да и то в том только случае, когда получит сведения о проезде высшего начальства... В прошлую навигацию промышленники становища Гаврилово просили административный пароход, чтобы о н от нечего делать свозил их с сетями в становища, где появилась наживка, и согласны были платить ему за это плату, но в этой просьбе было отказано... За промышляющими в наших русских водах на Мурмане иностранными судами он положительно не имеет ни малейшего наблюдения... 21ГААО. Ф. 4. Оп. 10. Т. 1. Д. 375. Л. 11. 22Там же. Л. 135. 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz