Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
почтовое сообщение - один раз в неделю - на карбасах или оленях16. Уголь для парохода вначале завозился в Порт-Владимир, но вскоре, “за прекращением действия там китобойного завода”, его стали закупать в норвежском городе Вардё и доставлять в Екатерининскую гавань. В становищах Мурмана стало заметно спокойнее, ибо пароход за лето несколько раз обходил все побережье. Одно только появление “Мурмана” под командованием офицера в военной форме, с командой, четко выполнявшей все его приказания, вызывало у промышленников и колонистов уважение к должностным лицам, находившимся на его борту. “Ко всему этому нужно прибавить еще то главное обстоятельство, - писали “Архангельские губернские ведомости” в феврале 1888 г., - что административный пароход заходит во все становища и колонии Мурманского берега, между тем как передвижение на пароходах Архангельско-Мурманского срочного пароходства может быть совершаемо только по главным становищам. По отсутствию же каких-либо дорог на Мурманском берегу - передвижение администрации без содействия административного парохода во второстепенные становища Мурманского берега было бы немыслимо”17. В той же заметке газета рассказала о случае оказания помощи “Мурманом” терпящей бедствие поморской яхте “Святой Николай”, ударившейся о подвод ные камни при входе в залив у становища Семиостровское, и “пособиях” двум другим промысловым судам во время штормовой погоды. В 1888 г. навигация парохода “Мурман” началась 15 марта и окончилась 4 октября. В течение этого времени судно совершило 10 рейсов на западную и 8 рейсов на восточную стороны Мурмана за 143 “ходовых дня”18. Чтобы еще бо лее поднять престиж административного судна, в июне 1888 г. князь Н.Д. Голицын возбудил ходатайство перед министром внутренних дел о “присвоении пароходу губернаторского флага”, однако министр отказал ему в этом. Н. Деплоранский оказался требовательным и энергичным моряком. Командуя “Мурманом” в течение четырех навигаций, с 1887 по 1890 гг. включительно, он сумел снискать всеобщее уважение, став буквально “неза менимым” человеком для архангельской администрации. 1 января 1889 г. заканчивался срок командировки Н. Деплоранского на Север, но губернатор обратился к начальнику Главного морского штаба адмиралу И. Шестакову с просьбой о продлении ее срока. Просьба была уважена, и Н. Деплоранскому, теперь уже поручику, суждено было прослужить на холодном, унылом и малолюдном Мурмане еще год. 16ГААО. Ф.4. Оп. 10. Т. 1. Д. 375. Л. 412. 17АГВ. 1888. 8 февраля. 18АГВ. 1889.4 февраля. 183
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz