Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
Действительно, после недолгош командования Д.И. Шваненберга судном, отягощенным общим “буйством” и безденежьем (Шваненберг, по невыясненным причинам, в течение нескольких месяцев “придерживал” у себя жалованье команды, вызывая у нее понятную озлобленность), “Мурман” преобразился. В короткий срок морскому офицеру Н. Деплоранскому удалось навести на судне тот особый “лоск”, который был присущ кораблям царского военно-морского флота в лучшие его времена. Несколько слов о самом пароходе. “Мурман” имел очень небольшие размеры: длина 82 фута, ширина 16 фу тов (25 и 4,9 м соответственно); осадка, в зависимости от нагрузки, варьировалась от 8 до 9 футов. При полной загрузке палуба возвышалась над водой на 2 фута - то есть так низко, что даже командиры “Мурмана” иногда удивлялись его способ ности бороться с океанской волной. Тем не менее мореходные качества его признавались достаточными для судна подобного назначения. Паровой двигатель позволял судну развивать скорость до 10 узлов (около 18 км/ч) “при 135 оборотах винта” в минуту14. Внутри судно было устроено исключительно рационально: при том, что “ни один аршин помещения не пропадал даром”, теснота практически не ощущалась. Кормовую часть судна занимала большая каюта. Вдоль боковых стен ее в специальных углублениях были оборудованы два спальных места, отделенные бархатными занавесками малинового цвета от остального помещения, где находились дугообразный диван и соответствующей формы стол. Эта каюта служила одновременно столовой и кают-компанией, а также основным местом пребывания пассажиров во время плавания. Отдельные каюты предназначались для командира, штурмана, механика; “губернаторская” обычно занималась кольским исправником; в носовой части располагались помещения для команды. Во всех помещениях парохода было устроено паровое отопление, а кроме того, для обогрева имелись камины, в каюты проведены “воздушные звонки”15. Первые два года “Мурман” с экипажем зимовал в Порт-Владимире, плохо защищенном от ветров, Находившемся в значительном расстоянии от уездного городка Колы и оказавшемся неудобным во всех отношениях. Пришлось перебазироваться в незамерзающую Екатерининскую гавань. Впоследствии там были сооружены деревянный дом для зимовки команды “Мурмана”, несколько подсобных помещений и сараев для складирования судового имущества. С 1 ноября 1890 г. между Колой и Екатерининской гаванью было установлено и 14ГААО. Ф. р-327. On. 1. Д. 90. Л. 235 об,- 236. 15Там же. 182
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz