Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
чтобы оно могло заходить во все бухты и безопасно совершать плавание вдоль берега. В 1882 г. предстояло упразднение “Балтийской таможенной флотилии”, в связи с чем несколько судов этой флотилии Департамент таможенных сборов наметил перевести в Белое море. Однако вскоре выяснилось, что предполагаемые к отправке на Север шхуны “Страж” и “Часовой” оказались устаревшими, требовали “частой починки”, и поэтому от них пришлось отказаться4. И тут к делу вновь подключился Н.А. Качалов, ставший к тому времени директором Департамента таможенных сборов. Возглавляемая им Комиссия, занимавшаяся вопросами освоения и развития Северного края, сделала “сношение” с российским генеральным консулом в Христиании - Тетерманом об условиях, на которых может бьггь приобретено или вновь построено “железное паровое судно”, по своей осадке, вместимости, быстроте хода и прочности соответствующее “требованиям сказанной службы”. Тетерман уведомил, что “местный Ньюландский механический завод готов принять на себя постройку, в течение трех месяцев, винтового судна, 85 футов длиною , с осадкою не более 9 футов , с паровою машиною в 40 номинальных сил, имеющего семь кают (для шкипера, штурмана, механика, пассажиров и отдельную арестантскую), снабженного опреснительным аппаратом и помещением для топлива на 4 суток, - за 72000 крон, то есть около 40000 р уб .”5 Условия выглядели заманчиво. В июне 1885 г. товарищ министра внутренних дел генерал-лейтенант Ерусевский уведомил губернатора, что с агентом Ньюландского завода заключен контракт на постройку парохода, который к 1 марта 1886 г., то есть к началу промыслов, должен был прибыть на Мурман. К письму был приложен и штатный состав команды, состоявшей из шкипера, штурмана, механика, машиниста, 6 кочегаров и 8 матросов; при этом машинисту, кочегарам и матросам полагались “казенная одежда, морское и береговое продовольствие”. Сразу встал вопрос о комплектовании экипажа судна. Вице-губернатор Н.Д. Голицын известил Н. Качалова, что комплектовать команду для означен ного парохода “представляется возможным из нижних чинов, уроженцев Архан гельской губернии, уволенных в запас флота, так как люди эти вполне знакомы с порядками морской службы; жалованье же щкиперу могло бы быть назначено в размере 1500 рублей в год, а кочегарам и матросам - по 25 рублей в месяц, в том числе 10 рублей на пищу”6. Губернатор К.И. Пащенко особое значение 4ГААО. Ф. 4. Оп. 10. Т. 1. Д. 283. Л. 99. 5Там же. Л. 41 об. - 42. 6 Труды высочайше утвержденной Комиссии... С. 66 - 67. 12 Зок. 92S 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz