Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

и становищах, для пресечения рыбного промысла иностранцами в российских территориальных водах и “недопущения” ввоза контрабанды. Предполагалось, что суда эти можно будет использовать для производства промеров и уточнения морских навигационных карт. В заключение губернатор просил капитана 1-го ранга М. Калугина сообщить ему следующие технические сведения: “...какой силы, осадки и размеров должны быть пароходы, могущие безопасно плавать в море; сколько, какого вооружения и каких размеров необходимо иметь при этих пароходах гребных судов и как велика численность необходимого экипажа каждого парохода”2. Вскоре М. Калугин уведомил губернатора, что, по его мнению, “это должны быть винтовые суда, сидеть в воде 11 фут глубины, чтобы могли проходить через бар (Северной Двины. - Г.П., Р.Д.) с подъемным винтом”. Но несмотря на все усилия вопрос этот на протяжении полутора десятков лет так и “не получал своего разрешения” . В начале 80-х гг. функции служебно-разъездных судов в какой-то степени выполняли военные шхуны “Полярная Звезда” и “Бакан”, которым вменялась охрана морских промыслов в северных водах. Командирам шхун в случае необходимости “дозволялось” принимать на борт кольского исправника, но эти меры не могли решить всех сложных проблем по контролю за промышленниками и наведению порядка в становищах. В центральной печати того времени широко дискутировался вопрос о необходимости иметь на Севере особый “полицейский крейсер”, как иногда громко именовался будущий административный пароход. Созданная в 1881 г. в Архангельске под председательством губернатора Н.М. Баранова “Комиссия для исследования нужд Севера” высказалась за то, чтобы в местах производства морских промыслов находилось судно, состоящее в распоряжении гражданской власти. Предполагалось, что данное судно должно было: “а) служить для разъездов вдоль Мурманского берега лицам, которым будет предоставлена судебная и полицейская власть в сем крае; б) служить к перемещению по местным становищам врачей и подвижного лазарета для оказания поселенцам врачебной помощи; в) содержать таможенный надзор у Мурманского берега”3. С этой целью предполагалось приобрести и передать в распоряжение местной полицейской власти паровое судно таких размеров и конструкции, 2 ГААО.Ф. 1.Оп.8 .Т. 1.Д. 1235.Л. 1. 3 Труды высочайше утвержденной Комиссии для рассмотрения предположений по устройству Северного края в административном и экономическом отношениях. СПб., 1885. С. 61. 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz