Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПАРОХОД “МУРМАН” В XIX - начале XX вв. в Архангельской губернии было крайне мало дорог, пригодных для круглогодичной эксплуатации. Архангельские чиновники совершали дальние поездки, как правило, летом, используя почтовые карбасы и другие “оказии”. После учреждения в 1870 г. регулярного морского пароходства на Севере широкое распространение получили служебные поездки чиновников на судах в период летней навигации; зимой устанавливался санный путь. Попасть куда-либо осенью и весной зачастую было невозможно по причине “распутного времени”. Отдаленные поселения, рыбацкие становища крайне редко посещались представителями губернских властей. Общественный порядок там заменялся своего рода “поморской вольницей”. Процветало пьянство, чинился самосуд, с размахом велась торговля контрабандными товарами. Большинство преступлений оставались безнаказанными. Приобретение специального парового судна для административных целей многие не без оснований считали универсальным средст­ вом, способным решить сразу многие проблемы. Инициатива губернатора Качалова Впервые вопрос о необходимости иметь особое “паровое судно” в распоряжении кольской администрации был поднят губернатором Н. Качаловым в 1869 г. Осенью 1869 г. Н.А. Качалов писал капитану над Архангельским портом, капитану 1-го ранга Михаилу Калугину: “Естественное положение Архангельской губернии, омываемой Белым морем и Северным Ледовитым океаном, привлекая жителей к занятиям морским промыслом и судоходством, сгруппировало общественную жизнь большинства населения на берегах названных морей, и по той же причине на этих берегах расположены некоторые уездные города губернии. Самым удобным сообщением между этими городами и другими населенными приморскими пунктами должно быть признано водяное, так как сухопутное возможно лишь исключительно зимой, а между тем до настоящего времени не предпринималось никаких мер к устройству правильного и скорого проезда водою в означенные местности”'. Н.А. Качалов считал необходимым иметь в Архангельском порте “один или два парохода”, которые служили бы для перевозки губернских чиновников с различными поручениями, для наблюдения за порядком в отдаленных селениях 1ГАЛО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1.Д. 1235. Л. 1. 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz