Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПАРОХОД “МУРМАН” В XIX - начале XX вв. в Архангельской губернии было крайне мало дорог, пригодных для круглогодичной эксплуатации. Архангельские чиновники совершали дальние поездки, как правило, летом, используя почтовые карбасы и другие “оказии”. После учреждения в 1870 г. регулярного морского пароходства на Севере широкое распространение получили служебные поездки чиновников на судах в период летней навигации; зимой устанавливался санный путь. Попасть куда-либо осенью и весной зачастую было невозможно по причине “распутного времени”. Отдаленные поселения, рыбацкие становища крайне редко посещались представителями губернских властей. Общественный порядок там заменялся своего рода “поморской вольницей”. Процветало пьянство, чинился самосуд, с размахом велась торговля контрабандными товарами. Большинство преступлений оставались безнаказанными. Приобретение специального парового судна для административных целей многие не без оснований считали универсальным средст вом, способным решить сразу многие проблемы. Инициатива губернатора Качалова Впервые вопрос о необходимости иметь особое “паровое судно” в распоряжении кольской администрации был поднят губернатором Н. Качаловым в 1869 г. Осенью 1869 г. Н.А. Качалов писал капитану над Архангельским портом, капитану 1-го ранга Михаилу Калугину: “Естественное положение Архангельской губернии, омываемой Белым морем и Северным Ледовитым океаном, привлекая жителей к занятиям морским промыслом и судоходством, сгруппировало общественную жизнь большинства населения на берегах названных морей, и по той же причине на этих берегах расположены некоторые уездные города губернии. Самым удобным сообщением между этими городами и другими населенными приморскими пунктами должно быть признано водяное, так как сухопутное возможно лишь исключительно зимой, а между тем до настоящего времени не предпринималось никаких мер к устройству правильного и скорого проезда водою в означенные местности”'. Н.А. Качалов считал необходимым иметь в Архангельском порте “один или два парохода”, которые служили бы для перевозки губернских чиновников с различными поручениями, для наблюдения за порядком в отдаленных селениях 1ГАЛО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1.Д. 1235. Л. 1. 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz