Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Соловецкого дока, выгодно отличавшей его от других подобных сооружений своего времени, была исключительная рациональность его конструкции. Вместо обычно применявшейся довольно сложной системы насосов здесь использовалась естественная разница уровней вод Святого озера и Белого моря - примерно 8 м43. В 1880-1881 гг. размеры Соловецкого дока увеличили; он стал способен принимать суда длиной до 160 и шириной до 22 футов. Доком Соловецкого монастыря охотно пользовались беломорские судовладельцы, здесь неоднократно проходили ремонт суда Архангельско-Мурманского срочного пароходства44. В 1890-е гг. руководство Мурманского Товарищества решило построить свой собственный док и при нем - ремонтные мастерские. Новые пароходы Товарищества - “Ломоносов” и “Кемь” - ремонтировать на Соловках было уже невозможно: ширина их превышала размеры монастырского дока. Обосновывая свое решение, деятели Товарищества также указывали, что пароходам приходится совершать плавания “в местностях, крайне несовершенно описанных в гидрографическом отношении и почти не освещенных маяками”, что приводит к частым авариям45. Начало работ долго откладывалось, хотя принципиальное решение о строительстве было принято Правлением Архангельско-Мурманского срочного пароходства в 1893 г. Много времени ушло на ходатайства о выделении Товариществу участка земли ("бесплодной торфяной тундры”46) в Анд- риановской даче по реке Лае, впадающей в Никольский рукав Северной Двины. Только в сентябре 1897 г. лесничему Архангельского уезда поручили освидетельствовать эту местность47. И лишь 2 апреля 1899 г. появилось долгожданное “высочайшее соизволение”, на основании которого под док и сопутствующие постройки Управлением Государственных имуществ Товариществу было отведено болотистое место “при реке Лая: длиной по реке 200 сажен и вглубь от берега 200 сажен - всего 40 000 кв. сажен в безвозмездное пользование на 99 лет”41. Работы по строительству дока и подъездных коммуникаций велись с привлечением крестьян окрестных деревень Шихирихи, Рикасихи и Глинника почти исключительно в летнее время4’ . Летом 1906 г. Лайский док был “окончен 45Скопин В.В. На Соловецких островах. М.: Искусство, 1991. С. 94 - 96. 44ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 1695. Л. 2. 45Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Отчет за 1893 год. СПб., 1894. С. 24. 46ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 2. Д. 585. Л. 15об. 47ГААО. Ф. 304. On. 1.Д. 71. Л. 89. « ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 2. Д. 585. Л. 27; Ф. 48. On. 1. Д. 12. 4’ Спирихин С,, Сомкин А. Лайскому доку - 90 лет / / Моряк Севера. 1997. 20 мая. 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz