Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

губернские ведом ости” в мае 1905 г.: “2 мая в 1 час дня на палубе землечерпательной машины “Николай Вознесенский” состоялся обычный молебен перед началом летних работ технической части Архангельского Управления Торгового порта. Торжество это носило чисто семейный характер; участвовали исключительно служащие Управления работ по улучшению порта и члены административной части Управления торгового порта. После молебна... были предложены здесь же, на палубе “Николая Вознесенского”, завтрак всем присутствующим и угощение собравшимся к молебну судовым командам землечерпательных машин и рабочим в числе свыше 100 человек... Первый тост за рабочих был предложен ст. производителем работ П.Г. Минейко, который пояснил значение настоящего торжества, являющегося “гранью между подготовительными зимними работами и исполнительными летними”37. В 1911 г. землечерпательный караван пополнился еще тремя судами - самоходной землечерпательницей “Ф. Энрольд” английского производства и двумя однотипными паровыми шаландами мощностью по 400 л. с. - “Гутуевский остров” и “Канонерский остров”, построенными на Пугиловском заводе в 1905 г.3* Самоходная землечерпательница “Ф. Энрольд” могла при благоприятных условиях вынуть в час в два раза больше грунта, чем продолжающая работать “Нева-9”, с максимальной глубины в 32 фута. Предписанием Отдела торговых портов Министерства торговли и промышленности от 20 сентября 1913 г. действительный статский советник инженер V класса С.В. Кирпичников был назначен начальником работ Рижского порта; с “окладом содержания”, разъездными и прочими доплатами на общую сумму 9000 руб. в год. Отправляясь к месту своего нового назначения, он передал полномочия своему заместителю - инженеру Петру Герардовичу Минейко39. 37АГВ. 1905. 4 мая. 38ГААО. Ф. р-327. On. 1. Д. 90. Л. 302-307. 39ГААО. Ф. 305. On. 1. Д. 2. Л. 50-51. В данном деле содержатся документы, благодаря которым можно узнать несколько больше о жизни и деятельности Сергея Васильевича Кирпичникова за тот период времени, что он провел в Архангельске. За свою плодотворную деятельность в должности помощника начальника (1887-1895 гг.) и начальника работ по улучшению Архангельского порта (1895-1913 гг.) он был награжден орденами Св. Станислава 3-й степени (1893), Св. Станислава 2-й степени (1902), Св. Владимира 4-й степени (1910). У него было несколько сыновей и дочерей. Один из сыновей - 3-летний Сергей - в июле 1904 г. погиб в результате несчастного случая, когда другому - Николаю - было лишь 6 месяцев от роду. В 1912 г. С.В. Кирпичников перенес тяжелую болезнь на сердце, после чего по настоянию врача В. Марциановского взял двухмесячный отпуск для восстановления здоровья «в одном из курортов на юге России или за границей* (См.: ГААО. Ф. 305. On. 1. Д. 2. Л. I- 3, 6, 10, 14, 15, 17, 18, 22-23об., 42-43об., 45). Умер С.В. Кирпичников в Петрограде 14 сентября 1915 г. (Архангельск. 1915. 9 октября). В том же году в Голландии была изготовлена землечерпательница, получившая его имя (ГААО. Ф. р-327. On. 1. Д. 90. Л. 302). 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz