Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Двину оказалась сложной, но завершилась благополучно. По прибытии в Архангельск сразу же началась сборка машины, и к концу лета она приступила к углублению речки Курьи для устройства летней стоянки судов землечерпательного каравана. Необходимые для буксировки грунтоотвозных шаланд и самой землечерпательницы два небольших парохода - “Помор” и “Беломор” - были заказаны в Финляндии. Суда прибыли в Архангельск 9 июля 1889 г. тем же путем и вскоре вступили в эксплуатацию. К тому времени в Архангельске построили четыре деревянные шаланды, на которых и отвозили вычерпанный грунт. Осеннее ненастье и наступление темных ночей вынудили перенести дноуглубительные работы с Березового бара на отмели у Мосеева острова. Результаты не замедлили сказаться: прорытый у Мосеева острова канал “по дну 20 сажен и глубиною 14 фут в самую низкую меженную воду” позволил в навигацию 1891 г. после почти 50-летнего перерыва пройти на городской рейд без перегрузки товаров почти 30 большим морским и парусным судам34. Новое портовое Управление год от года набирало силу, укрепляло свою материальную базу и вскоре приобрело заслуженный авторитет не только среди моряков, но и деловых людей, ведущих заграничную торговлю. Объем и качество работ, выполняемых землечерпательным караваном, год от года увеличивались. В 1898 г. порт получил два новых земснаряда - “Тит Эйдригевич” и “Орлец”. Началось строительство наливного дока, закончившееся через три года. Глубина фарватеров была доведена до 20 футов. В 1900 г. Сергей Васильевич Кирпичников с гордостью писал: “Мы прекрасно знаем, что такое сложное явление, как внешняя торговля, зависит от многих факторов. Здесь влияют и экономическое положение всей страны, и финансовая политика страны, и денежное состояние всемирного рынка, пути сообщения, состояние порта, степень общей культурности страны и т. д. Но деятельность Управления работ по улучшению Архангельского порта, направленная на дальнейшее улучшение дноуглубительных работ, является одним из главных факторов развития внешней торговли в Архангельске”35. Успеху дноуглубительных работ в немалой степени способствовало и то обстоятельство, что между “начальствующими” и “рабочими” поддерживались довольно хорошие, доверительные отношения, не испортившиеся даже в годы революции 1905-1907 гг. На “задушевное, дружное единение начальствующих и рабочих”36 землечерпательного каравана, достойное всяческого одобрения с точки зрения официальных властей, обратили внимание “Архангельские 34ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 1907. Л. 9. 35ГААО. Ф. 305. On. 1. Д. 113. Л. 11 - 12. 34АГВ. 1905.4 мая. 156

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz