Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

раз отправился в открытое море, держа курс на Архангельск25. В Архангельске пароход несколько дней осаждали толпы любопытных. По инициативе архимандрита Порфирия первый рейс на Соловки и обратно был объявлен бесплатным; число желающих “прокатиться на новом пароходе”26 достигло 600 чел. 29 августа специальная комиссия, состоящая из членов Управления Архангельского порта, освидетельствовала пароход “Надежда”, признав его прочным, надежным, способным принять груз весом до 604 т, а пассажиров - до 500 чел.27 Монастырские суда не отличались большими размерами, но были “очень приличны и удовлетворяли своему назначению десятки лет без существенных изменений”. Хорошее состояние пароходов удавалось поддерживать благодаря ежегодным ремонтным работам в сухом монастырском доке. Во время плавания на борту поддерживался строгий порядок; категорически запрещались курение, продажа и употребление спиртных напитков. Специально назначаемый на каждый пароход иеромонах совершал во время плавания дневные службы и нужные для богомольцев требы. Туристам, жалующимся на недостаток комфорта, отсутствие буфета и т.п., довольно жестко объясняли, что следование паломников на Соловки - дело святое и превращать его в простую прогулку, удовлетворяя разным прихотливым желаниям пассажиров, - то же, что потворствовать нечестию28. Слишком большое число желающих посетить Соловки приводило к перегрузке пароходов, что в свою очередь вызывало озабоченность властей и провоцировало критику со стороны либеральной общественности. Также вызывали сомнения и квалификация монахов, ставших шкиперами и машинистами, их способности управлять судами в сложных погодных условиях29. Летом 1863 г. архангельский губернатор получил письмо от директора Гидрографического департамента Адмиралтейства контр-адмирала С.И. Зеленого следующего содержания: 25Сырцов И. Пятидесятилетие Соловецкого пароходства... С. 10; Окороков А. Соловецкие мореходы / / Морской флот. 1996. № 1. С. 45. 26Сырцов И. Пятидесятилетие Соловецкого пароходства... С. 13. 27ГААО.Ф. 1.Оп. 8. Т. I. Д . 814. Л.13. “Архимандрит Иоаникий. Пятидесятилетие Соловецкого пароходства. Архангельск, 1911. С. 19. 29 И, кстати, совершенно напрасно. У шкиперов и механиков соловецких пароходов в большинстве своем был многолетний опыт плавания на судах, в том числе и иностранных; кроме того, они получали и специальную подготовку при Архангельских шкиперских учебных курсах. Практически безаварийная работа соловецких пароходов на протяжении десятилетий - наглядное свидетельство высокого профессионализма моряков в черных клобуках и рясах. Подробнее см.: Шмигельский Л. Первые соловецкие шкиперы и механики / / Моряк Севера. 1990. 5, 12 декабря. 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz