Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

городскому голове подробные сведения о состоянии судоходного фарватера в устье Северной Двины и предварительные расчеты на производство дноуглубительных работ. Одновременно с этим по поручению командира порта контр-адмирала JI. Ухтомского поручик К. Нюхалов выполнил все промерные работы на мелководных участках фарватера. 13 августа городская дума на своем заседании решила возбудить ходатайство о “расчистке фарватера в ближайшем будущем”, согласившись также с введением для этого “особого сбора” с судов дальнего плавания31. Хлопоты архангельской администрации не пропали даром. Три года ушло на “переписку”, и в конце концов Государственный Совет “мнением положил”: “Предоставить министру путей сообщения приобрести для Белого моря и устьев реки Северной Двины землечерпательную машину с буксирным пароходом и землеотвозными шаландами. За сим углубить с помощью землечерпания бары в устьях реки у острова Мудьюгского и деревни Лапоминки; для углубления же мели у Мосеева острова устроить водостеснительные сооружения”. Для производства работ устанавливался правительственный надзор в виде особого Управления работами. Единовременно выделялось 450 ОООруб.; в дальнейшем финансирование работ должно было вестись ежегодно, по 25 ОООруб. “на счет казны”32. Мнение Государственного Совета было высочайше утверждено 16 февраля 1887 г. Так возникло Управление работ по улучшению Архангельского порта, успешная и в высшей степени полезная работа которого коренным образом изменила обстановку в порту; благодаря ей в считанные годы здесь оживилась торговая деятельность. Весна и лето 1887 г. ушли на решение организационных вопросов. Первым начальником управления был назначен инженер В. Надпорожский, его заместителем - молодой инженер Сергей Васильевич Кирпичников, через восемь лет сменивший его на этом посту. В конце лета того же года начались изыскательские работы в устье Северной Двины, позволившие зимой 1887- 1888 гг. составить проект для проведения конкретных мероприятий по расчистке и углублению фарватеров. Весной 1888 г. из С.-Петербурга отправили в Архангельск в разобранном виде несамоходную землечерпательницу “Нева-9”. Построенная в 1879 г. в Англии, она была способна производить выемку грунта в объеме до 20 куб. саженей в час с глубины в 25 футов33. Транспортировка ее на баржах по Мариинской водной системе с переходом в Сухону, а затем и в Северную 31 Там же. Л. 10 - 11, 13, 15 - 16. 32ГААО. Ф. 305. On. 1. Д. 113. Л. 20. 33ГААО. Ф. р-327. On. 1. Д. 90. Л. 287об.-288. 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz