Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

28 июня 1884 г. директор-распорядитель Архангельско-Мурманского срочного пароходства Петр Иванович Витг и известный северный предприниматель А. Сурков подали городскому голове СД . Лемяхову записку следующего содержания: “В настоящее время никто даже не сомневается в полномупадке торгового значения Архангельска (выделено нами. - Г.П., Р.Д.). Об этом в один голос свидетельствуют и отчеты местного статистического комитета, и всеподданнейшие отчеты по губернии гг. губернаторов и бесчисленные статьи о северной окраине в периодической печати. В этом, наконец, убеждают нас и наши собственные наблюдения и очень заметное понижение благосостояния местного населения. ...Ныне, когда в силу высочайшего соизволения нам разрешено ознаменовать 300-летнюю годовщину г. Архангельска юбилейным торжеством, мы полагаем более чем когда-либо уместным для городского и общественного управления возбудить ходатайство об устранении тех причин, которые тормозят развитие родного нашего города. Нижеподписавшиеся позволяют себе считать такое ходатайство не только уместным, но и в высшей степени необходимым, потому что оставаться далее безучастными зрителями разорения Архангельска - значило бы не исполнить долга нашего перед городом-портом, имеющим такое богатое и славное прошлое и такое печальное оскудевшее настоящее. ...Как местный житель, вы, разумеется, не можете не знать, что благодаря неустройству Двины Архангельск самой природой и экономическими условиями страны предназначенный играть роль крупного торгового пункта, мало-помалу превращается в самую заурядную речную пристань. Отпуск товаров за границу в последние четыре года сократился на 30%, а в будущем сокращение это, несомненно, увеличится, вследствие затруднительности доступа к Архангельску морских судов. Это тем более вероятно, что морские суда строятся теперь все больших и больших размеров, с большей осадкой, а в порт могут проникнуть суда с осадкой не более 14 фут. ...Препятствие представляют, несомненно, частые перегрузки, увели­ чивающие стоимость транспортировки товарных грузов, разоряющие торговцев, а вместе с ними и то население, которое эти товары производит. Перегрузки эти обуславливаются обмелением Двины у Мосеева и Мудьюгского островов, а также у Лапоминки...” Авторы записки предлагали срочно начать работы по углублению фарватеров специально приобретенными для этой цели землечерпательными машинами “и тем совершить благодетельный переворот в северной торговле”30. Изучив обстоятельства дела, гласные думы в конце июля 1884 г. представили 30ГААО. Ф. 50. Оп. 2. Д. 16767. Л. 4 - 9. 154

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz