Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
Чтобы хоть как-то изменить положение дел, в середине 1830-х гг. по инициативе Главного командира военного порта была приобретена небольшая землечерпательная машина “силою в 26 лошадей”. В мастерских Соломбальской казенной верфи для нее изготовили простейшие ковши для выемки грунта. Но поскольку опыт изготовления оборудования для дноуглубительных работ у архангелогородцев отсутствовал, машина оказалась малопригодной для практического применения. Попытки при помощи ее углубить фарватер на баре летом 1837 г. продолжались в течение нескольких дней, но успеха не имели “по причине плотности грунта, из песку состоящего... Железные ковши, при машине устроенные, не только гнулись, но и повреждались”28. Аналогичная ситуация складывалась и на городском рейде. Остров Мосеев, имевший тогда довольно внушительные размеры и расположенный напротив центральной части Архангельска, постепенно размывался весенними паводками, в результате чего образовались обширные мели, затруднявшие судоходство даже по главному фарватеру. Приходящие с моря суда останавливались на Соломбальском рейде. Здесь с них окончательно снимался доставленный в порт груз, и с помощью карбасов его перевозили на городские пристани. Такая же картина наблюдалась и при доставке грузов на суда со Смольного Буяна и других мест, лежащих выше Мосеева острова. В октябре 1870 г. губернатор Н.А. Качалов по “настойчивым просьбам” местного купечества писал министру внутренних дел: “Двинской бар имеет глубины не более 12 фут, что не позволяет коммерческим судам проходить его с полным грузом. Вследствие этого все коммерческие корабли выходят из Архангельска с половинным грузом, догружаются уже за баром, для чего должны отстаиваться в море на якорях. Стоянка на якоре в открытом море сопряжена с большими опасностями и очень часто при сильных бурях является необходимость получить помощь большому числу кораблей из Архангельска, что требует скорого извещения. Извещения по этому предмету, как и вообще сношения судов, стоящих за баром с Архангельском, производятся в настоящее время на гребных карбасах, что при 60-верстном расстоянии чрезвычайно замедляется и служит причиной многих неудобств и значительных денежных затрат”29. Как это нередко бывает в России, решение проблемы затянулось на долгие годы. Лишь приближение 300-летнего юбилея старейшего порта страны дало повод общественности, местным и центральным властям обратить внимание на его состояние. а ГААО. Ф. 6. Оп. 17. Д. 8. Л. 30. и ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1025. Л. 1. 153
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz