Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
в период войны, казалось бы, не время ее возобновлять; это принесет только вред работе, прямо относящейся к государственной обороне... Отложите всю эту канитель до заключения мира”24. Зима 1915/16 гг. оказалась гораздо более суровой, чем предыдущая. 66 пароходов стали на зимовку в Архангельском порту, из них девять - в городской гавани. 30 пароходов с грузами остались в Александровске, не успев пробиться к Архангельску до ледостава. В Двинском заливе оказались затертыми льдами 9 пароходов и 5 тральщиков. В Сороцкой бухте вмерзли в лед 3 парохода и транспорт “Вайгач”; в горле Белого моря - 9 пароходов и 3 тральщика25. Только благодаря действиям ледоколов удалось избежать тогда массовой гибели судов, грузов и людей. Всего же зимой 1915/16 гг. в Архангельский порт и из порта до свободного ото льдов моря было проведено ледоколами 230 судов; зимой 1916/17 гг. - 26526. Впечатляющие успехи применения ледоколов на Русском Севере в годы Первой мировой войны27 положили конец старым дискуссиям о том, можно ли продлить навигацию в Белом море. Дноуглубительные работы в Архангельском порту Во время весеннего половодья Северная Двина выносила на взморье огромные массы песка, и к 30-м гг. XIX в. Березовый бар у острова Мудьюг значительно обмелел. В течение нескольких последующих десятилетий крупным морским судам приходилось разгружаться за баром, в открытом море, привлекая для этого множество малотоннажных судов с небольшой осадкой. Естественно, это оборачивалось определенным риском, потерей времени и неоправданными расходами для судовладельцев и грузоотправителей. 14 Трошина Т.И. Архангельск в годы Первой мировой войны... С. 79. Н.К. Мукалов продолжал командовать уникальной ледокольной службой и после установления советской власти. Несмотря на собственное революционное прошлое он крайне нетерпимо относился ко всем нарушениям дисциплины среди моряков. Между тем команды отдельных ледоколов, прикрываясь революционной фразой и опираясь на поддержку начинающих партийных функционеров, открыто выступали против «леднача» Мукалова. 21 мая 1918 г. на одном из собраний команды ледокола «Святогор» было принято такое решение: «Поставить на вид ледначу, чтобы вперед он не просил о наказании моряков, не зная точно их семейной жизни, и извиниться перед командой «Святогора» и товарищем Рубинштейном за обзывание последнего трусом...» (РГА ВМФ. Ф. 378. On. 1. Д. 9. Л. 52). 23Трошина Т.И. Архангельск в годы Первой мировой войны... С. 42. 26 Кандиба Б.Н. Русское портостроительство в период войны 1914 - 1918 гг. Л., 1924. С. 61, 63. 27Н.А. Залесский приводит сведения о 22 ледоколах, ледокольных пароходах, портовых ледоколах и грузовых пароходах, приспособленных для ледового плавания, совершавших плавания в Белом море в 1914 - 1918 гг. См.: Залесский Н.А. Флот Русского Севера... С. 152 - 153. 152
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz