Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
Ледокол “Козьма Минин ” (фото из фондов АОКМ) Построен в 1916 г. Длина - 248,56 фута, ширина - 56 футов, осадка наибольшая - 22 фута. Запас угля - 840 т е ямах и до 110 т на палубе; расход угля на полном ходу -д о 110 т/сутки. Максимальная скорость -1 4 ,5 узл. (ГААО. Ф. 305. Оп. 2. Д. 137. Л. 1об.-2). В ночь с 18 на 19 февраля 1920 г. на ледоколе "Козьма Минин” из Архангельска эвакуировались члены правительства Северной области во главе с генералом Е.К. Мил лером. Всего на борту ледокола находилось около 1000 беженцев - офицеров, солдат, чиновников; многие из них взяли с собой семьи. 21 февраля Архангельск был занят частями 6-й Красной Армии. Ледокол доставил беженцев в Норвегию. Около половины из них навсегда остались в Норвегии (Зашихин А., Чудинов К. Русский Север в 1918-1920 гг. и Норвегия / Оттар. 1992, № 192. С. 58). Интересно, что Н.К. Мукалов в 1898 г. состоял в “Союзе борьбы за освобождение рабочего класса” и в Архангельском жандармском управлении сомневались в его политической благонадежности. Когда об этом сообщили Угрюмову, он с раздражением ответил: “Вся эта история уж очень старая. Теперь, 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz