Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
коммерческих пароходов с каждым годом стали продлевать навигацию. Оказалось, что даже совершенно старые “посудины” и “галоши” И.И. Буркова (так в шутку называла его пароходы пресса) при благоприятных условиях могли плавать почти до середины ноября! Отношение к ледоколам изменилось коренным образом с началом Первой мировой войны. В столице решили, что для продления навигации Архангельского порта потребуется не менее трех крупных ледоколов. Министерство торговли и промышленности уже в августе 1914 г. закупило в Канаде мощный ледорез “Эрл Грей” (после покупки его переименовали в “Канаду”). Судно прибыло в Архангельск уже в октябре. С помощью “Канады” удалось провести во льдах 146 грузовых пароходов и продлить навигацию до 4 января 1915 г. В течение зимы 1914/15 гг. в Канаде были приобретены ледокольные пароходы “Линтроз”, “Брюс” и ледокол “Минто” , впоследствии пере именованные соответственно в “Садко”, “Соловей Будимирович” и “Иван Сусанин”. В мае 1915 г., опять-таки из Канады, прибыл портовый ледокол “Горн”. Переход этого сравнительно небольшого судна (водоизмещением около 700 т) через океан был довольно опасным, однако завершился благополучно. А вот купленному в Норвегии портовому ледоколу “Мильнер” не повезло: в январе 1915 г. он был затерт льдами в Белом море и оставлен норвежской командой. Весной “Мильнер” вынесло на чистую воду, и 9 апреля его удалось привести в Александровек21. Зимняя навигация 1914/15 гг. выявила и неожиданную проблему. Выяснилось, что Маймаксанский рукав Северной Двины слишком узок для маневрирования ледокола, который вынужден был использовать только один маршрут для движения. Как следствие, русло промерзло чуть ли не до дна, и дальнейшее движение по нему сделалось невозможным. Весной 1915 г. для того чтобы вывести зимовавшие суда из Архангельского порта, лед на Маймаксе пришлось взрывать22. В ноябре 1915 г. по распоряжению Главноначальствующего города Архангельска и района Белого моря контр-адмирала А.П. Угрюмова при управлении Архангельского торгового порта было создано временное ледокольное бюро, а затем служба “Лед”; все ледоколы переданы в подчинение командиру “Канады” Николаю Константиновичу Мукалову23. 21 Залесский Н.А. Флот Русского Севера в годы первой мировой и гражданской войн / Летопись Севера. Т. VI. М., 1972. С. 131. 22Трошина Т.И. Архангельск в годы Первой мировой войны: экономические и социо-культурные процессы: Дисс. канд. ист. наук. Архангельск, 1999. С. 37 - 38. 23Пинхенсон Д.М. Проблема Северного морского пути в эпоху капитализма. Л., 1962. С. 637. 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz