Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

полярных льдов. Для работы в порту ледокол тогда не нужен. В горле же Белого моря даже самый сильный ледокол едва ли сможет быть полезным: движимый быстрыми в этой части моря приливами и отливами лед, раздвинутый ледоколом, скоро бы сомкнулся позади его. С большим трудом ледоколу, быть может, удавалось бы проводить по одному пароходу, но поддерживать правильное движение там он, безусловно, будет не в состоянии”17. Сам Израиль Исаакович Данишевский ратовал за приобретение специально оборудованного “спасательного парохода”, поскольку в том же Горле Белого моря чаще всего случаются аварии судов: “Если бы спасательный пароход сохранял хотя бы половину того, что теперь гибнет при полных крушениях пароходов, и уменьшил хотя бы часть потерь при частичных авариях, то он уже вполне оправдал бы затраченный на него капитал. Но, кроме того, в свободное от своей специальной службы время спасательный пароход мог бы исполнять буксирные работы в порту, что еще более увеличило бы его заработок”18. Через год к полемике в печати подключился еще один знаток северного мореплавания - Иван Петрович Ануфриев19: “В ближайшем будущем нет основания надеяться, что ледокол для Белого моря и Ледовитого океана будет кем-либо приобретен; у города Архангельска нет на это сумм, частные мореходные предприятия на Севере также не богаты и не могут затратить такой капитал для ледокола, заработок которого более чем сомнителен... Это можно сделать только при посредстве правительственного пособия в виде ссуды и субсидии... Ледокол должен быть принят финляндского типа, то есть такой, чтобы кроме проводки и подания помощи судам во льдах, он был приспособлен для перевозки небольших грузов, а главное пассажиров, а также ввиду поддержания сообщения с Мурманом и также для перевозки промышленников на Мурман раннею весною на промыслы. Поэтому желательно, чтобы ледокол был достаточной величины и вместимости для борьбы с океанскими бурями...”20. В ходе развернувшегося общественного обсуждения перспектив использования ледокольных судов на Русском Севере как-то сам по себе исчез прежний страх перед льдами. Мощные ледоколы бороздили Белое и Баренцево моря еще только на страницах газет и журналов, а владельцы обычных 17Данишевский И.И. К вопросу об оборудовании ледоколом Архангельского порта. Архангельск, 1911. С. 3 18Там же. С. 12. 19 И.П. Ануфриев (1865-1937) - известный полярный мореход, был штурманом и капитаном на судах Архангельско-Мурманского срочного пароходства; в 1914 г. командовал парусно-моторным судном «Герта», принимавшим участие в поисках экспедиции Г.Я. Седова. Автор бсшее 30 статей о ледоколах и плаваниях во льдах, о мурманских рыбных промыслах. Его именем названы бухта и река на Новой Земле. 20Ануфриев И. О ледоколах в русских северных морях. Архангельск, 1913. С. 1-14. 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz