Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Ледокол в Архангельском порту появился только осенью 1908 г. В сущности, это был даже не ледокол, а портовый буксир ледокольного типа, с мощностью машины 200 л. с. Его привел из Риги капитан Е. Таратин. “Лебедин” (так назвали судно) был в состоянии успешно работать при толщине льда не более 15-20 см; более толстый лед он пробивал с трудом. Занимался он преимущественно доставкой почты и пассажиров с одного берега Двины на другой и время от времени оказывал помощь судам, застрявшим во льду или севшим на мель15. В декабре 1909 г. Архангельская городская дума провела “объединенные заседания” с участием представителей биржевого комитета, купеческого об­ щества, торгового порта, таможни, Управления работ по улучшению Ар­ хангельского порта и других организаций, на которых обсуждалось письмо инже­ нера Вольтмана, работающего над проектом железной дороги между Архангель­ ском и Западной Сибирью. Инженера интересовали “достоинства морского порта, его пропускная способность в настоящем и будущем и продолжительность навигации”. Наиболее компетентным специалистом по Архангельскому порту большинство собравшихся считали Сергея Васильевича Кирпичникова, давно и успешно руководившего Управлением работ по его улучшению. С.В. Кирпичников привел данные о вскрытии и замерзании Северной Двины за последние 20 лет, замечая, что хотя в отдельные годы морской порт бывал доступен для судов в течение 5-6 месяцев, но в действительности суда могли посещать его на протяжении 8-9 месяцев, так как поздней осенью и ранней весной Архангельск от Белого моря отделялся “только лентой северодвинского льда”, с которым вполне в состоянии был справиться ледокол мощностью в полторы-две тысячи индикаторных сил. “За возможность удлинения навигации при посредстве ледокола, - полагал С.В. Кирпичников, - говорит пример прибытия в порт 30 ноября сего года принадлежащего Д.Н. Масленникову парохода “Николай”, имеющего только ледокольные образования и не являющегося поэтому вполне ледоколом”16. Однако далеко не все безоговорочно тогда поверили в возможности ледоколов и экономическую целесообразность их применения. Израиль Исаакович Данишевский, например, в 1911 г. на страницах “Известий Архангельского общества изучения Русского Севера” приводил такие аргументы против: “Весною Двина очищается от своего речного льда значительно раньше (на две или три недели), чем горло Белого моря освобождается от нанесенных весенними ветрами 15 «Лебедин», названный по острову в дельте Северной Двины, эксплуатировался на акватории Архангельского порта в течение 60 лет. В годы Великой Отечественной войны выполнял функции спасательного судна. 16ГААО. Ф. 50. On. 1. Д. 1199. Л. 60. 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz