Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

рыбопромышленников, только что прибывших с Мурмана в Архангельск, и их груз - до 300 пудов трески. Экстренный рейс завершился благополучно. Пассажиры и груз были доставлены до места назначения, а “Королева Ольга” вернулась в Архангельск. Во время движения по реке Маймаксе пароход успешно пробивал лед толщиной '/4аршина (до 18 см). На наиболее трудных участках он раз за разом врезался в льдины с максимально возможной скоростью, останавливался, давал задний ход и - “полный вперед!”- с треском наносил новые удары. “По обеим сторонам парохода, - сообщалось в газете, - на Маймаксе, по льду проезжали на лошадях и шли пешком с лесозаводов рабочие, которых отважному капитану парохода не раз приходилось предупреждать об опасности сигналом пароходного свистка... Рабочие, заслышав оглушительный свисток парохода, метались по сторонам, перебегая под носом парохода”12. Вскоре после описанного выше события на заседании Архангельского отделения Императорского Общества судоходства впервые всерьез стали обсуждаться меры, которые смогли бы обеспечить продление навигации в порту; архангельский губернатор, поднял вопрос о приобретении специального ледокола для передачи его местному Обществу лоцманов. Он ясно понимал, что действия “Королевы Ольги” в качестве ледокола - не более чем хорошо закончившаяся импровизация. “Опыт этого года вполне доказал беспомощность Архангельского порта в случае раннего ледостава, а равно и в весеннее время,- заключал губернатор.- Уверен, что если бы Общество архангельских лоцманов имело свой ледокол, годный для буксировки судов и, конечно, снабженный всеми противопожарными и водоотливными средствами, то такой пароход весьма бы обеспечил плавание в весеннее и осеннее время года, не было бы такого числа несчастных случаев с парусными поморскими судами, а равно и иностранные пароходы не уходили бы недогруженными”13. Мысль о приобретении ледокола для нужд Архангельского порта высказывалась не раз и ранее. В фонде гражданского губернатора Государствен­ ного архива Архангельской области в одном из дел сохранилось письмо знаменитого вице-адмирала Степана Осиповича Макарова на имя губернатора А.П. Энгельгардта, датированное 21 июня 1897 г. и отправленное из норвежского города Вардё, где, в частности, говорилось: “Только что прочел Вашу увлекательную книгу “Русский Север”, в которой вы в форме простых путевых заметок верною рукою обрисовали наш угрюмый по своей природе, но дорогой 12Там же. 13 Известия Архангельского отделения Императорского Общества судоходства. Архангельск, 1903. С. VII. 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz