Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

этих и размещались пассажиры, вперемежку с прилунившимся грузом”19. При сильном встречном ветре и вообще штормовой погоде вместо обычных полутора суток опасный морской путь занимал 5 - 7 дней, и пассажирам приходилось терпеть все это время и холод, и голод, не говоря уже о тяготах “морской болезни”. В 1859 г. все трудности морского пути на Соловки в полной мере испытал на себе настоятель монастыря архимандрит Порфирий. Лично убедившись в трудности переправы в монастырь морем, умный и решительный настоятель решил обзавестись современными паровыми судами вместо “пузатых” парусников20. В 1861 г. у архангельского купца 1-й гильдии Брандта за 13 тыс. руб. был приобретен грузовой железный пароход “Волга”, построенный в Англии в 1840-е гг.21. В течение зимы 1861/62 г. “усиленною деятельностью братии в доке монастырском он успел совершенно преобразоваться из грузового в пассажирский, с хорошо отделанными каютами для высшего и среднего класса богомольцев, с удобными нарами для низшего”. Получив новое название - “ Вера ”, пароход вышел в свой первый рейс с открытием навигации 1862 г. и, к тому времени уже “не имея ни одного соперника в Белом море, начал носиться с сотнями паломников (20 - 24 часа в один рейс) безопасно и благополучно” 22. Успех первой пароходной навигации вдохновил монастырские власти на постройку силами братии, богомольцев и наемных людей еще одного парохода. За зиму 1862 г. он был изготовлен под руководством “рекомендованного архангельским портовым начальством энергичного знатока своего дела комендора Егора Коншина”23 в доке Соловецкого монастыря “из лесов, растущих на монастырском острове”24. В июне прибыла в Архангельск построенная в Шотландии паровая машина для нового парохода. Несмотря на “непредвиденные немалые препятствия со стороны таможни”, ее переправили в монастырь и установили в корпусе при помощи специально прибывших из Шотландии трех механиков. 15 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, после торжественны богослужений новый пароход “ Надежда ”, который архимандрит Порфирий назвал “подвижным храмом Божьим, малой церковью Христовою”, первый Сырцов И. Пятидесятилетие Соловецкого пароходства. М., 1911. С. 2. Работа впервые была опубликована в № 6 “Душеполезного чтения” за 1911 г.; в качестве отдельного оттиска также была издана в Архангельске. 20Там же. С. 6 - 7. 21ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 814. Л. 13. 22 Сырцов И. Пятидесятилетие Соловецкого пароходства... С. 8 - 9. 23Там же. С. 10. 24ГААО.Ф. 1.Оп. 8.Т. 1.Д.814.Л. 13. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz