Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

В 1909 г. вышла брошюра “О содержании срочных зимних пароходных сообщ ений вдоль Мурманского побережья” , где министр торговли и промышленности В. Тимирязев высоко оценил значение зимних рейсов Архангельско-Мурманского срочного пароходства для развития Кольского полуострова: “Очевидно, что для успешного заселения Мурмана русскими, наряду с необходимостью принятия других культурных мер, одной и самой важной для края является обеспечение населению постоянных, в течение круглого года, пароходных сообщений. Только при таких условиях можно ожидать укрепления в оседлости населения и привлечение в край коренного русского элемента... До открытия в 1904 году зимних рейсов пришлые промышленники обязательно должны были покидать Мурманский берег еще в сентябре с последним пароходом, так как в противном случае им приходилось оставаться на Мурмане при весьма тяжелых условиях до половины ноября и затем санным путем с значительными денежными затратами и лишениями отправляться на родину. Местное же население, за отсутствием других удобных средств сообщения, лишалось возможности сбывать продукты своего промысла и получать продовольствие и медицинскую помощь”10. “Продление навигации” Архангельского порта До начала Первой мировой войны сотни поморских судов ежегодно приходили с промыслов в Архангельск на осеннюю Маргаритинскую ярмарку. Но к концу сентября они спешили покинуть его из опасения быть застигнутыми внезапными морозами, способными в считанные часы сковать льдом Северную Двину. Случаи вынужденной зимовки случались не раз, и поморы на собственном горьком опыте знали печальные последствия этого. Примерно в то же время прекращали работу на всех линиях суда Архангельско-Мурманского срочного пароходства; покидали Архангельск последние иностранные пароходы. После ледостава самый крупный северный морской порт России долгих 7-8 месяцев бездействовал. Благодаря пароходам в отдельных случаях навигацию удавалось продлить. Ломая тонкий лед железным корпусом, никак не приспособленным для ледового плавания, пароходы прокладывали путь поморским парусникам. Каждый из таких случаев был событием незаурядным. Вот что писали “Архангельские губернские ведомости” в 1902 г., когда из-за ранних холодов оказались прочно закованными в лед несколько десятков поморских судов и когда иностранные пароходы, во избежание подобной участи, ушли с полупустыми трюмами: “С 5-го на 6-е 10 О содержании срочных зимних пароходных сообщений вдоль Мурманского побережья. СПб., 1909. С. 28 - 29.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz