Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Тот же Мухин позже доносил губернатору, что при подходе к Печенге пароход обычно врезался “в лед до половины корпуса” и пассажиры подъезжали и подходили к пароходу “по тонкому и хрупкому ладу”8; при этом были случаи, когда последние проваливались в воду. Ничего не имея против такого способа посадки-высадки, исправник лишь просил губернатора сделать распоряжение, чтобы капитаны в подобных случаях спускали на воду шлюпку с гребцами для быстрого оказания помощи пострадавшим, если таковые появятся, “как это принято в иных городах России и Норвегии”9. Пароход «Королева Ольга Константиновна» во льдах (фото из фондов ГААО) 8Таким оригинальным способом капитаны пароходов исполняли 7-й пункт договора, требующий предоставления всем пассажирам средств “для доставки их на берег и с берега на пароход”. 9ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 2. Д. 638. Л. 26 - 27. 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz