Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

цели пароходы с теплыми помещениями для пассажиров, команды и чинов почтового пароходного отделения. “Особенно строго следует отнестись к помещениям для пассажиров III класса, в котором совершают переезды бедные люди, нередко женщины, дети и больные... Спиртные буфеты на пароходах, делающих зимние рейсы, безусловно воспретить”5. 23 сентября 1909 г. договор с Мурманским Товариществом о проведен зимних рейсов вдоль северного берега Кольского полуострова был продлен еще на 5 лет - по февраль 1916 г. Согласно новому договору, Товарищество обязалось совершать ежегодно в течение пяти зимних месяцев, начиная с октября, по одному рейсу в месяц (всего 5) вдоль Мурманского берега общим протяжением до 6200 миль. На содержание зимних пароходных сообщений Товариществу выделялось по 3800 руб. за каждый рейс или 19 000 руб. в год. Сроки выхода парохода из Александровска должны были определяться заранее губернатором. Посещение населенных пунктов Мурманского побережья (“в каждый р ей с” !) определялось в следующ ем порядке: Александровск , Кола, Александровск, Восточная Лица, Харловка, Рында, Захребетное, Шельпино, Гаврилово, Териберка, Мало-Оленье, Александровск, Кола, Александровск, Порт-Владимир, Уры, Западная Лица, Титовка, Озерко, Цып-Наволок, Вайда- губа, Земляная, Печенга, Вардё, Печенга, Земляная, Вайда-губа, Цып-Наволок, Озерко, Титовка, Западная Лица, Ура, Порт-Влацимир, Александровск, Кола, Александровск, Мало-Оленье, Териберка, Гаврилово, Шельпино, Захребетное, Рында, Харловка, Восточная Лица, Александровск. Помимо этого, обязательным было посещение один раз в течение зимы Дроздовки и Иоканги6. На практике установленный порядок часто нарушался, причем на вполне законных основаниях. Договор предусматривал для этого сразу несколько возможностей. Так, командиру парохода предоставлялось право откладывать выход йз Александровска “в случае сильного шторма или ненастья” до наступления более благоприятных условий, а также не заходить в какие-либо из указанных пунктов при скоплении льда у берегов. Если же совершающий зимний рейс пароход терпел аварию, Товарищество до устранения ее последствий освобождалось от обязательств совершения дальнейших рейсов7. Зимние рейсы, кстати, страшны были не только штормами и ненастьями. Даже при благополучном прибытии судна в пункт назначения оставалась высокая вероятность несчастных случаев с пассажирами и грузами при их посадке на пароход и высадке с него. 5ГААО. Ф. I. Оп. 8. Т. 2. Д. 621. J1. 5 - 7. ‘ ГААО. Ф. I. Оп. 8. Т. 2. Д. 621. Л. 15. 7Там же. Л. 15об.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz