Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

“Веря в лучшее будущее” Исключительно важное значение приобрела лоцманская служба Архангельского порта в годы Первой мировой войны40. Увеличение количества приходящих в порт российских и иностранных судов с военными грузами потребовало от лоцманов колоссального напряжения сил. Только в навигацию 1916г. они осуществили 2148 проводок судов впорт и обратно41. Работа осложнялась тем, что с начала войны, чтобы обезопасить город от вторжения с моря, были сняты почти все вехи, ограждающие главный судовой ход, а при входе с моря в Северную Двину установлены лишь малозаметные “малые вешки”. Лоцманам оставалось надеяться лишь на ориентиры по берегам и собственный многолетний опыт. После Февральской и Октябрьской революций материальное положе­ ние лоцманов катастрофически ухудшилось. “Полная разруха страны и эконо­ мической жизни привели общество лоцманов к безвыходному материальному положению”, - говорилось в отчете общества архангельских лоцманов за 1918 год. Лоцманы месяцами не получали денежного содержания; все ходатайства, посылаемые с осени в центральные и местные советские органы, оставались без удовлетворения. Примечательно, что и в этих условиях подавляющее большинство лоцманов, “веря в лучшее будущее” не бросали своей работы42. Появление интервентов в Архангельске и очередная смена власти не принесли заметного улучшения жизни лоцманов. В 1919 г. работать приходилось исключительно с военными судами и ледоколами по крайне низким расценкам. А с уходом интервентов из Архангельска в сентябре 1919 г. приток денежных средств в кассу общества архангельских лоцманов совершенно прекратился. Лоцманы решились на крайнюю меру - продать некоторые из своих судов. Решили начать с моторного бота “Буй”, но не смогли найти покупателя43... С октября 1916 г. до начала 1920 г. лоцманскую службу при Архангельском порте возглавлял капитан корпуса гидрографов Степан Иванович Бутаков. В научной, художественной и публицистической литературе советского периода получила широкое распространение версия о деятельном участии С.И. Бутакова в белом движении - антисоветской организации “Белый крест”. Считалось, что именно он вел к Архангельску военные суда интервентов, бывших еще несколько месяцев назад союзниками России. В феврале 1920 г. С.И. Бутаков покинул город 40 Подробнее о морском судоходстве на Русском Севере в годы Первой мировой войны и, в частности о работе лоцманской службы, мы планируем рассказать в нашей следующей книге. 41 Попов Г.П. Ногою твердой стать при море... С. 46. 42ГААО. Ф. 499. On. 1. Д. 88. Л. 63. 43Там же. Л. 111. 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz