Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
“Веря в лучшее будущее” Исключительно важное значение приобрела лоцманская служба Архангельского порта в годы Первой мировой войны40. Увеличение количества приходящих в порт российских и иностранных судов с военными грузами потребовало от лоцманов колоссального напряжения сил. Только в навигацию 1916г. они осуществили 2148 проводок судов впорт и обратно41. Работа осложнялась тем, что с начала войны, чтобы обезопасить город от вторжения с моря, были сняты почти все вехи, ограждающие главный судовой ход, а при входе с моря в Северную Двину установлены лишь малозаметные “малые вешки”. Лоцманам оставалось надеяться лишь на ориентиры по берегам и собственный многолетний опыт. После Февральской и Октябрьской революций материальное положе ние лоцманов катастрофически ухудшилось. “Полная разруха страны и эконо мической жизни привели общество лоцманов к безвыходному материальному положению”, - говорилось в отчете общества архангельских лоцманов за 1918 год. Лоцманы месяцами не получали денежного содержания; все ходатайства, посылаемые с осени в центральные и местные советские органы, оставались без удовлетворения. Примечательно, что и в этих условиях подавляющее большинство лоцманов, “веря в лучшее будущее” не бросали своей работы42. Появление интервентов в Архангельске и очередная смена власти не принесли заметного улучшения жизни лоцманов. В 1919 г. работать приходилось исключительно с военными судами и ледоколами по крайне низким расценкам. А с уходом интервентов из Архангельска в сентябре 1919 г. приток денежных средств в кассу общества архангельских лоцманов совершенно прекратился. Лоцманы решились на крайнюю меру - продать некоторые из своих судов. Решили начать с моторного бота “Буй”, но не смогли найти покупателя43... С октября 1916 г. до начала 1920 г. лоцманскую службу при Архангельском порте возглавлял капитан корпуса гидрографов Степан Иванович Бутаков. В научной, художественной и публицистической литературе советского периода получила широкое распространение версия о деятельном участии С.И. Бутакова в белом движении - антисоветской организации “Белый крест”. Считалось, что именно он вел к Архангельску военные суда интервентов, бывших еще несколько месяцев назад союзниками России. В феврале 1920 г. С.И. Бутаков покинул город 40 Подробнее о морском судоходстве на Русском Севере в годы Первой мировой войны и, в частности о работе лоцманской службы, мы планируем рассказать в нашей следующей книге. 41 Попов Г.П. Ногою твердой стать при море... С. 46. 42ГААО. Ф. 499. On. 1. Д. 88. Л. 63. 43Там же. Л. 111. 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz