Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
Мирный и праздничный 1913 год Согласно отчету лоц-командира Н.А. Олизаровского за 1913 год, в Архангельском морском порту насчитывалось 20 лоцманов 1-го разряда, 20 лоцманов 2-го разряда и 14 учеников. Обязанности лоцманского старосты исполнял Иван Котцов - опытный лоцм ан , человек выдержанный, рассудительный, пользовавшийся всеобщим уважением. Кроме того, в обществе несли службу по вольному найму письмоводитель, врач, фельдшер, два учителя, преподаватель английского языка (последние трое - в лоцмейстерском училище), монтер, дворник, три сторожа и, на время навигации, 10 гребцов37. Личный состав распределялся следующим образом. Лоцманы и ученики были разделены на три вахты, по 17-18 человек в каждой. Одна вахта находилась на лоцманской станции в Соломбале, другая - на Северо-Двинском плавучем маяке, а третья - “за рекой, на своих квартирах”. Первые две вахты занимались “приводом, выводом и переводом судов”, а третья считалась запасной - следила за вехами, промеряла фарватер и в случае недостатка лоцманов на станции или маяке выделяла туда необходимое количество людей. Все три вахты сменялись еженедельно. Во время весенней и осенней распутиц лоцманские ученики помимо основных своих обязанностей исполняли своеобразную повинность - дежурили на речных спасательных станциях38. Накануне войны городское отделение Общества спасания на водах открывало три спасательных поста: у оживленной переправы на левый берег к железнодорожному вокзалу (в районе нынешней улицы Урицкого); в Кузнечихе (весной, до того времени, пока не устанавливался наплавной мост из города в Соломбалу) и у лоцманской станции (на набережной Северной Двины в Соломбале, носящей ныне имя Г.Я. Седова). Каждый пост снабжался спасательной шлюпкой со всеми необходимыми принадлежностями. Гребцами на эти шлюпки и назначались лоцманские ученики - по три человека на каждый пост. На постах для них были выстроены небольшие домики “с отоплением и освещением”. По свидетельству современников, лоцманские ученики к своим обязанностям относились серьезно и не раз оказывали помощь людям, терпевшим бедствие при переправах. В 1913 г. архангельские лоцманы имели в своем распоряжении парусно моторный бот “Буй” и моторную шлюпку “Лоцман” (оба судна 1911 г. постройки) и 13 парусно-весельных судов - карбасов и шлюпок. 37ГААО. Ф. 48. On. 1. Д. 89. Л. 47. 38О речных спасательных станциях на Северной Двине в период до начала XX века см. с. 96 - 97 настоящей книги. 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz