Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Дело с открытием мореходного класса затянулось на долгие годы. Очевидно, что, ходатайствуя об открытии для своих детей мореходного класса, лоцманы рассчитывали на казенное пособие. Но в пособии, судя по всему, было отказано. В июне 1880 г. тот же Л.А. Ухтомский писал уже другому губернатору, что “по дороговизне жизненных припасов и недостаточности денежных средств у лоцманов предположение о преобразовании школы в мореходный класс лоцмана признают ныне необходимым отложить...”. О ходатайстве 1873 г. все успели забыть, как вдруг в марте 1895 г. (т. е. 22 года спустя!) министр народного просвещения граф Делянов запросил архангельского губернатора, “представляется ли необходимым в настоящее время давать движение изъясненному ходатайству?” В Архангельске нашли старое дело, сдули с него пыль и внимательно перечитали. Подготовить ответ губернатор поручил директору маяков и лоции Белого моря полковнику П. Васильеву. “По статье 11-й Высочайше утвержденного 1 мая 1890 года Положения о морских лоцманах,- писал Васильев,- от поступающих в лоцманы не требуется знание мореходных наук... вследствие того, что проводка судов производится лоцманами не морским путем, а только в пределах фарватера, от бара к порту и обратно; но если кто из членов лоцманского общества пожелает получить специальное звание на право занятия мореходством, то такие лица могут подготовиться к этой деятельности путем приобретения необходимых для сего научных познаний в Архангельских шкиперских курсах в Соломбале, находящихся вблизи лоцманских поселений... И поэтому общество отказывается от преобразования своей лоцманской школы в мореходный класс”28. В декабре 1900 г. в деревне Ильины Пески (в дельте Северной Двины, по Маймаксанскому рукаву реки) в доме крестьянина Звягина открылось лоцманское училище. В училище принимали детей лоцманов, окончивших курс двухклассного городского училища “или равного ему сельского” . Здесь преподавали навигацию, лоцию, английский язык; предусматривалась морская практика. Училище возглавил Яков Григорьевич Шошин - опытный педагог с 25-летним стажем. Но в ночь на 22 мая 1901 г. здание училища сгорело во время пожара в Ильиных Песках. 30 мая Шошин сообщил лоц-командиру: “Уничтоже­ но до последней крестьянской постройки все это селение, в том числе и дом, где помещалось вверенное мне училище”29. Я.Г. Шошину, а также нескольким ученикам и лоцману Егорову, прибежавшим к зданию училища, удалось спасти школьное имущество. Нужно отметить благородный поступок самого Я.Г. Шо- шина: спасая школьное имущество, он оставил собственный дом , и тот тоже сгорел до основания. На состоявшемся вскоре сходе лоцманы выделили 28ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1872. Л. 7 -8 . 29ГААО. Ф. 499. On. 1.Д. 23. Л. 42. 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz