Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

капитана лежит на мне, а для ежедневного и безвыходного занятия с детьми, равно постоянного присмотра за ними, определен грамотный лоцманский сын. В настоящее время приходящих обучаться грамоте - не более 20 человек, с уменьшением же их до 10 занятия... прекращаются”24. Содержание и качество занятий, проводимых в 1850-60-е гг., как правило, непрофессиональными учителями, к началу 1870-х гг. перестали удовлетворять лоцманов. Кроме того, при школе совершенно не изучались дисциплины , имеющие отношение к мореплаванию , и в частности к судовождению. 22 апреля 1873 г. на своем сходе они обратились к командиру порт капитану 1-го ранга JT.A. Ухтомскому с просьбой учредить мореходный класс второго разряда “для доставления возможности лоцманам приобретать знания, необходимые для их ремесла и в особенности для изучения сведений, до мореплавания относящихся” (по примеру открывшегося незадолго до этого класса в Сумском посаде, где учебная программа позволяла учащимся овладеть знаниями в объеме, необходимом для получения звания штурмана каботажного плавания25). Общество лоцманов со своей стороны брало на себя обязательство построить в селе Пустошь дом, где бы разместились учебные помещения и квартира для преподавателя. На содержание сторожа, а также на освещение и отопление здания предполагалось выделять “из лоцманского сбора по 200 рублей в год”26. Ухтомский направил “приговор” лоцманов губернатору Н.П. Игнатьеву, который в свою очередь написал министру финансов: “Около трех столетий существует в Архангельске так называемое “общество лоцманов”, образование которого относится ко времени царствования Иоанна Грозного, когда воспоследовал указ о построении нового города на берегах Двины, который бы мог служить удобным портом для иностранных кораблей, и когда, таким образом, с прибытием означенных кораблей вызывалась и необходимость в корабельных вожах... Имеющаяся школа дает лоцманским детям одну лишь общую начальную грамотность - уменье читать и писать и довольно ограниченные знания счетоводства и истин христианской веры; специальных же сведений по лоцийной части школа не дает никаких... Долгом считаю со своей стороны убедительнейше просить Вас об отпуске из казны пособия до 1000 рублей в год на содержание проектируемого мореходного класса, так как, не имея этого пособия, общество лоцманов, состоящее из 184 ревизских душ, не в силах будет осуществить свое полезное желание”27. 24ГААО. Ф. 249. On. 1. Д. 226. Л. 145. 25 Подробнее см.: Попов Г.П. Сумский мореходный класс. К истории мореходного образования на Севере. Архангельск: Изд-во Помор, гос. ун-та им. М. В. Ломоносова, 2000. 26ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1135. Л. 13. 27Там же. Л. 2 - 3. 9 Зак. 928 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz