Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

братне место”, получению ими профессиональных знаний, умений и навыков придавалось исключительное значение. Дети лоцманов с раннего возраста ( 8 - 1 0 лет) получали практические навыки своей будущей профессии: участвовали в промерах фарватеров, постановке вех, баканов и отличительных знаков; тем, кто постарше, поручалась иногда и проводка небольших парусных судов со взморья на городской рейд и обратно. При подготовке лоцманских учеников особое внимание уделялось изучению фарватеров речных рукавов. “Каждый лоцман, - писал С.Ф. Огородников, - должен знать различную глубину реки или моря, отмели, рифы, банки; какие на местах этих ставятся отличительные знаки; свойство грунта, направления и перемену течения моря; знать время сих изменений и меру возвышения и понижения воды; должен знать определение места на фарватере по наружному виду берегов, по поставленным на них створным лоцманским знакам; в каких местах, по качеству грунта и укрытию от ветров, удобнее стоять на якоре; общие правила действия парусами и рулем на всех родах судов и т. д.”30 Наряду с профессиональной выучкой в лоцманской артели высоко ценилась личная отвага. Лоцман был обязан в любую погоду выйти на небольшом карбасе навстречу приближающемуся с моря судну и исполнять свой долг “до крайней возможности”. Случалось, корабельные вожи гибли в штормовую погоду. Чтобы избежать этого, детей заранее учили правилам поведения в экстремальных ситуациях. Наиболее способных лоцманских учеников портовое начальство определяло в летний период на портовые шхуны. Плавая в течение навигации по акватории порта, они получали прекрасные практические навыки, быстро запоминали те ориентиры, которыми пользовались при проводке судов опытные лоцманы. Надо заметить, что лоцманы тщательно оберегали секреты своего ремесла и внимательно следили, чтобы иностранные шкиперы “не делали промера судового хода”. Лоцманам строго запрещалось открывать постороннему лицу приметы и особенности сложного двинского фарватера. Из поколения в поколение ученикам передавалась непреложная истина: быть лоцманом - большая честь, и ею надо дорожить. К этому же обязывали и слова присяги: “ ...Обещаюсь й клянусь, что вверяемые моему попечению суда буду охранять и защищать до последнего моего издыхания от всяких опасностей и всемерно предупреждать всякий вред и убытки, могущие произойти или от засорения водяных путей, или от корыстных и торговых расчетов, или от нерадения моего и во всех делах служения моего иметь в уме и помышлении не свои личные выгоды, но честь Российского 20 Огородников С.Ф. Лоцманская артель в Архангельске... С. 80 - 81, 86. 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz