Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

стана18. В помощь лоцманскому старосте с общего согласия всех лоцманов избирался десятский. Выбор этих лиц, нацеленных большой властью, происходил “об­ щественным приговором” обычно зимой, до начала навигации. До середины XIX в. эти должностные лица избирались ежегодно. Частые перевыборы приводили к образованию своеобразной очереди на занятие этих должностей, следовательно, строгое соблюдение правила выбирать старосту лишь “за особые заслуги и достоинства” не всегда соблюдалось. Со временем по решению портовых властей лоцманские старосты стали избираться сроком на три года. Такой порядок сохранялся на протяжении около полувека, вплоть до установления на Севере советской власти; лоцманы были вынуждены ответственнее относиться к выбору старосты и десятского, ведь под их руководством предстояло жить и работать не одну навигацию... До 1900 г. Общество архангельских лоцманов в своей деятельности руководствовалось лишь положениями, общими для всех лоцманов Российской Империи.. В апреле 1900 г. управляющий Морским министерством адмирал П.П. Тыртов утвердил “Устав Общества архангельских лоцманов”. Старейшая лоцманская артель в России получила документ, четко регламентирующий все стороны своей деятельности19. В том же году для заведования всей лоцманской службой при Архангельском порте был назначен лоц-командир из флотских офицеров. Видимо, власти решили использовать позитивный опыт первой половины века (1816 - 1862), когда лоц-капитан военного порта по своей должности был занят исключительно делами артели. Численный состав лоцманской артели был небольшим. В начале XVIII столетия, в 1711 г., в порту было 32 лоцмана, в конце XVIII в. - не более 15. В 1802 г. состав артели увеличился до 40 чел., к середине XIX столетия она насчитывала около 60 лоцманов. Кроме штатных лоцманов, в артель входили и лоцманские ученики 1-го и 2-го разрядов. Группы комплектовались только из детей лоцманов, и число их было довольно значительным. Например, в 1832 г. лоцманских учеников в артели было 66 чел., в 1836-м - 82, в 1842-м - 96, в 1850-м - 122, в 1865-м - 137, а в 1871 г. - уже 152 чел. Всем лоцманским детям велся список по возрастам. Старшие из них, показавшие “успехи в лоцманском деле”, по приговору лоцманов и с утверж­ дения портового начальства зачислялись в ученики, то есть поступали на часть денежного лоцманского пая, выручаемого в навигацию за проводку судов. Поскольку лоцманские ученики готовились со временем занять “отцово или '* Лоцманский стан составляли семь деревень, расположенных на островах дельты Северной Двины, менее чем в 10 верстах от Архангельска вниз по течению реки (Верхние и Нижние Хвосты, Кальчино, Кавкала, Пустошь, Ильины Пески и Запахотье), взрослое мужское население которых в большинстве своем состояло в лоцманской артели. 19Устав Общества архангельских лоцманов. Архангельск, 1900. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz